В курсе русского языка есть понятия и слова, которые тоже нужно «проветривать», повторять. С этой целью я провожу игру «Любопытный Буратино». В ней участвует весь класс. Ведущими в этой игре назначаются учащиеся по очереди.
Ведущий игры накануне дома самостоятельно составляет три-четыре вопроса, которые требуют кратких ответов (например, что такое стиль речи? слова, противоположные по смыслу – это….? В Москву – назвать непостоянные признаки и т.д.). Вопросы разрешается задавать по всем изученным разделам, причем сами учащиеся служат чутким барометром, определяющим, что уже подзабыто, что пришло время повторять.
Если раньше я просила ребят на уроке придумать и задать вопрос, то сейчас вопросы придумываются дома. Они получаются интересными, продуманными, иногда оригинальными. Дополнительно ставлю оценку за оригинальность вопроса.
В процессе игры учащиеся демонстрируют умение сформулировать вопрос, внимательно выслушать ответ и проанализировать его. Ценность созданной речевой ситуации и в том, что, дети, вступая в диалог, одновременно обучаются культуре общения.
Начиная с 5 класса я веду с ребятами словари словарных и трудных слов
и тетради-справочники. Заполняются такие словари на уроках под руководством учителя по мере изучения школьных тем.
В словарики записываются слова с трудным написанием и произношением. Сначала слово показывается учителем, четко проговаривается. Затем ученики находят его в орфографическом словаре, обязательно проговаривают по слогам, записывают. Учащимися или учителем дается толкование слова, обозначаются орфограммы. В возможных случаях дается этимология слова.
Постепенно ученики учатся самостоятельно работать со словариками, развивают умение работать с толковым, этимологическим словарями и словарем синонимов.
Словарик помогает ребятам быстро подобрать примеры, иллюстрирующие то или иное теоретическое положение. С данными словами учащиеся составляют словосочетания, предложения, тексты. Словарик помогает учителю в решении одной из труднейших задач – научить школьников серьезно относиться к своей речи, вырабатывать у них привычку отбирать слова, наиболее точно отражающие смысл высказывания.
Очень нужными считаю упражнения, проводимые с помощью словарика:
А) Замените искаженное слово правильным его вариантом.
Перед нами проходят творители настоящей жизни.
Когда Жухрай уже прошел, Павел ударил конвойца.
Б) Отредактируйте предложения.
Ребята стали делать костры на берегу реки.
Таков Фамусов, который действует по лозунгу: «Подписано, так с плеч долой».
Тетрадь-справочник включает в себя опорные конспекты, схемы, таблицы по различным разделам программы.
На уроках-зачетах по различным темам я стараюсь, чтобы оценка ученика была информативной. Для этого я использую ЛИСТЫ учета знаний по теме, по которому в конце урока видно, из чего сложилась оценка, полученная учеником.
Причем такие листки лежат на парте перед каждым учеником, и есть общий сводный лист учета знаний. После урока этот лист вывешивается в классе, и ученики видят результаты своего труда и труда своих коллег по классу.
Оценка за выполненные задания.
№ п.п. |
Фамилия, имя |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Общая оценка |
1. | ||||||||
2.и т.д. |
Урок, посвященный изучению алфавита, графики, можно сделать
увлекательным и интересным, если рассказать об истории русского алфавита.
Учащиеся надолго запоминают рассказ учителя, который ведет в самую глубь веков: к финикийскому письму, в Древнюю Грецию (можно даже взять дописьменный период: наскальные рисунки, пиктографию и т.д.). Для ребят становится яснее связь времен, когда перед ними появляются забытые буквы финикийского, греческого, византийского письма… наконец, появляется и таблица, где представлена кириллица в параллель с греческим алфавитом – и каждая буква имеет свое имя. Как легко тогда ребята находят синонимы: алфавит и азбука! Как прочно свяжутся в их сознании культура древнего греческого письма и современный русский алфавит!
Наставления учителям
Л.Н. Толстой писал, что не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему признанию. ...
Реализация личностно-ориентированной технологии в практике преподавания
русского языка в школе
Какой же должна быть информация, способствующая реализации личностно-ориентированного обучения? Известно, что хорошо усваивается та информация, которая понятна, актуальна, интересна, создает мотивацию для дальнейшего закрепления и изучения. Однако, мы, учителя. Не всегда имеем представление о том, ...
Тестирование как метод педагогического контроля. Понятие теста. Виды тестов
Тестирование является одним из важнейших методов контроля знаний умений навыков в обучении, особенно возросло его значение в последнее время, с развитием новейших технологий нашего времени. Однако тестирование и тесты скорее понятие психологическое, чем педагогическое. Итак, что же такое тест и чем ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.