Сущность опыта: Процесс обучения строится на личностно-ориентированном подходе к детям, направленном на формирование творческой личности, стремящейся к самообразованию.
Исходя из этого положения, определены принципы педагогической деятельности, приемы обучения, созданы необходимые условия для развития и совершенствования личности ребенка:
а) создание ситуации успеха (на каждом уроке ученик должен почувствовать радость от успешно проделанной работы);
б) создание благоприятной атмосферы для продуктивной поисковой деятельности (доброжелательность и понимание со стороны учителя, постановка проблемных вопросов, зажигающих и интересующих ребят);
в) опора на переживание, чувства, эмоционально-волевую сферу учащихся;
г) использование дифференцированного и индивидуального подходов. Формирование положительной я – концепции личности. Видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать, понимать ее, принимать, верить;
д) возможность поделиться своими успехами и достижениями с одноклассниками, родителями через школьные олимпиады, кружковую работу, участие во внеклассных мероприятиях и т.д.;
е) возможность каждого ученика видеть свой рост, т.е. движение вперед в плане совершенствования;
ё) педагогическое сотрудничество;
ж) учет жизненного опыта каждого ребенка (знание проблем его семьи и внутрисемейных отношений).
Область применения: 5–9 классы
Продуктивность:
Повышение качества знаний учащихся.
Успешность учебной деятельности.
Формирование личностного смысла ученика.
Эмоциональное благополучие ребенка в классе.
Укрепление у школьников в классе оптимистического восприятия жизни, труда, в первую очередь, учебного.
Трудоемкость: различный уровень подготовки учащихся и низкий уровень мотивации отдельных учащихся, различный уровень развития и восприятия нового материала.
Внедрение: работа ведется в течение 3 лет во всех классах, где я работаю.
Система работы: в основе опыта – сочетание традиционных и новых приемов, форм и средств обучения на основе личностно-ориентированного подхода, позволяющих создавать развивающую речевую среду на уроках и во внеурочное время, направленных на развитие творческих способностей учащихся, на формирование умений и навыков учебного труда, на воспитание потребности и умения пополнять свои знания.
Результативность работы.
По такой системе работаю уже 3 года в 5 – 9 классах. Создаю комфортную психологическую атмосферу на уроке, ситуацию успеха, что приносит не только пользу, но и радость общения и учителю, и ученику. Происходят качественные изменения в структуре личности ребенка: он более доверчив, открыт, жаждет познания, избавляется от различных комплексов. Например, в моем 7 классе была «неговорящая» девочка, которая сейчас увереннее отвечает на уроках, повысила оценку по русскому языку на 1 балл (раньше она вообще не отвечала на уроках устного цикла). Слабые ученики с удовольствием выходят к доске, зная, что учитель им поможет, и они даже смогут заработать положительную оценку.
Интерес к предмету успешно вырабатывается нестандартными и дифференцированными заданиями, сориентированными на выполнение каждым учеником посильной и интересной работы. Это повышает качество знаний. К примеру, в прошлом 2008-2009 учебном году коэффициент успешности моей работы составлял 100%, коэффициент качества – 52%. По итогам I полугодия 2009-2010 учебного года коэффициент успешности составляет 100%, коэффициент качества – 57%.
Диаграмма коэффициента качества по годам.
2007-2008 2008-2009 2009-2010
Диаграмма коэффициента успешности по годам.
2007-2008 2008-2009 2009-2010
Личностно-ориентированный урок предъявляет серьёзные требования к учителю, ведь такой урок позволяет не только ярко проявить себя ученику, но и педагогу. Стараюсь всей своей работой, всем своим поведением настроить ребят так, чтобы они воспринимали меня не как всезнающего, мудрого и недосягаемого для них взрослого человека, а как более старшего и опытного, справедливого товарища по поиску истины, который способен прислушаться к чужому мнению, поддержать учащихся, помочь им добрым советом в трудную минуту, порадоваться за своих учеников, за их маленькие и большие победы. Не считаю для себя зазорным сказать своему ученику: «Ты знаешь, твои доводы точнее и логичнее моих». Или: «К сожалению, я допустила ошибку, ты молодец, что обратил на неё внимание». Подобное поведение вовсе не умаляет достоинства учителя, а лишь способствует росту его авторитета у учащихся.
Личностно ориентированный подход осуществляю и во внеклассной работе по русскому языку и литературе. По особому плану занимаюсь индивидуальной работой со способными и одарёнными детьми. Провожу специальные занятия с теми, кто имеет склонности к выразительному чтению, систематически работаю с ребятами, желающими участвовать в олимпиадах.
Культурные традиции воспитания нравственно-трудовых качеств школьника
Деление традиций, обычаев на регулирующие отношения и деятельности людей в семье и обществе, разумеется, условно, так как отношения, несомненно, сопутствуют любви деятельности и проявляются в ней. Таким делением мы в данном случае подчеркиваем то, что первые, главным образом, решают задачу формиров ...
Методические рекомендации к проведению лабораторных работ различных видов
В предыдущих параграфах мы выделили различные виды лабораторных работ, привели примеры таких работ. Теперь рассмотрим методические рекомендации по подготовке и организации таких работ. Среди лабораторных работ в зависимости от используемых средств нами выделены следующие: лабораторные работы по обу ...
Анализ системы физического образования в технических вузах в контексте
парадигмы фундаментальности профессионального образования в период перестройки
Сравнительный анализ теории и практики учебно-воспитательного процесса в советской школе и основных тенденций педагогической мысли постсоветского периода неизбежно приводит к выводу, что распад СССР в конце ХХ века привел ко многим реформаторским преобразованиям в образовании и науках технического, ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.