Оборудование: карта «Страна Букв и Звуков», словари, таблица со словами на орфоэпические нормы, раздаточный материал-стихи, кубики с сочетаниями букв –ЧК, ЧН, ЩН, НЩ и т.д.
Карта Страны Букв и Звуков
Пик «Ударение»
Город «Алфавит» «Веселый привал»
Привал «У костра» долина «Орфоэпия»
Поселок «Фонема» привал «Оценка»
Отправная точка путешествия – поселок «Фонема».
Учитель:
Сколько на свете звуков?
Сколько в снегу снежинок?
Сколько в дожде дождинок?
Сколько в песке песчинок?
Сколько звуков у речи?
- вспомните изученные вами скороговорки, прочтите, назовите преобладающий в них звук, дайте характеристику.
- Запишите отгадки и скажите, чем отличаются они друг от друга?
А) С глухим шипящим круглый, как мячик.
Со звонким, как огонь горячий.
(шар-жар)
Б) С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким – сам звеню я на просторе.
(колос-голос)
В) С глухим траву она срезает,
Со звонким все листочки объедает.
(коса-коза)
Учитель:
Мостом через реку является фонетический разбор слова злится.Кто сделает его, тот на том берегу реки. Ближе к финишу.
Вопрос: - Какова роль звуков в речи?
Ответ на него можно найти, прочитав следующие стихотворения.
На брата сердится сестра:
Ее зовут Марина,
А он стоит среди двора,
Кричит: «Ты где, Малина?»
Две сороки стрекочут, сидя на дубе:
- Скоро ли, старая, бурю встречать?
- Не стара я, сестрица, не стара!
Желудь сорвался с дуба и сердито пробубнил:
- Буду бить вас обеих белобоких,
Буду бить белооких!
Привал «У костра»
Дошкольник Алеша знал уже буквы. А правил обозначения на письме мягких и твердых не знал. Помогите ему, исправьте ошибки:
Ньаньа Ньура! Йа буду у Йуры.
Альоша.
Приближаемся к городу «Алфавит».
Перед городом ворота: с одной стороны Ъ, с другой – Ь, спорят о чем-то и хотят услышать от нас ответы на вопросы, только тогда нам можно войти в город «Алфавит».
- Что такое алфавит и почему он имеет такое название?
- Каким другим словом можно назвать алфавит и почему?
- О чем спорят Ь и Ъ?
- По городу мы передвигаемся группами. Ваши задания: выписать из словаря:
1 группа |
2 группа |
3 группа |
4 группа |
10 существительных в алфавитном порядке |
5 слов, в которых звуков больше, чем букв |
10 существительных с двойными согласными |
10 существительных с непроизносимой согласной |
Горы, пик «Ударение»
Задание: правильно прочитать слова, соблюдая ударение (таблица со словами: ателье, кашне, модель, свитер, теннис, партер, шоссе, досуг, предмет, километр, магазин и др.)
Каждый из вас постарается преодолеть это препятствие сам, для этого надо прочитать строфы стихов, назвать слово, которое часто произносят неправильно (каждому раздаются следующие стихи).
Темно на арене огромной.
Темно и в партере, и в ложе.
Ушли и жонглеры и клоуны,
Домой возвратился Сережа.
Над крышами соседнего квартала,
Прозрачным пламенем окружено,
Восходит солнце медленно и вяло.
Веселый привал. Игра «Не пишите Ь» (на кубике написаны
буквосочетания РЩ,НЩ, и др, в которых нет Ь. Ученик должен подбросить кубик и назвать слово с данным сочетанием).
Долина «Орфоэпия»
Задание: написать отгадки с орфограммой 2непрверяемое написание». Кто правильно ответит, тот первым пришел удачно к привалу «Оценка» и завтра готов испытать себя на контрольной работе.
Он на вокзале есть всегда,
К нему полходят поезда,
Двойное Р содержит он
И называется …….
Загадка эта нелегка:
Пишусь всегда через два К,
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
А называюсь я …
На большом расстоянии
Мчится он без опоздания,
Пишется в конце два С,
Называется…
Во мне два К, не забывайте,
Таким, как я, весгда бывайте:
Я точный, чистый и опрятный,
Иным же словом - ………
Привал «Оценка». Подведение итогов путешествия
Реализация межпредметных связей в преподавании русского языка
Русский язык связан со всеми школьными дисциплинами, «поскольку язык является необходимым средством выражения», поскольку он отражает все стороны действительности и без овладении языком невозможна никакая мыслительная деятельность. Едва ли не самой важной целью использования литературных произведений на уроках русского языка является приобщение учащихся к сокровищнице русской и мировой литературы. Чтобы привить любовь к поэзии на уроках русского языка я использую поэтические пятиминутки.
Например:
Стремглав наез(?)ники помчались;
Дидактическая система методов обучения
Объяснительно-иллюстративный метод Объяснительно-иллюстративный метод обучения (или информационно-рецептивный, как его иногда называют) заключается в том, что учитель передает учащимся готовую информацию с помощью различных средств обучения, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эт ...
Методические
рекомендации по изучению функциональной линии в 8 классе
В 8 классе учебника [35] функциональной линии посвящена одна глава «Функции». Здесь рассматриваются следующие пункты: Чтение графиков. Что такое функция. График функции. Свойства функций. Линейная функция. Функция и её график. Глава посвящена введению понятия функции, формированию представлений о с ...
Возрастные особенности детей младшего школьного
возраста
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития физических способностей (скоростные и координационные способности, способность длительно выполнять циклические действия в режимах умеренной и большой интенсивности). В возрасте 7-10 лет начинают формироваться интересы и склонност ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.