Информация о педагогике » Применение личностно-ориентированного обучения на уроках русского языка

Применение личностно-ориентированного обучения на уроках русского языка

На современном этапе развития общества перед школой стоит задача всестороннего развития личности ученика. При этом обучение должно обеспечивать духовное, интеллектуальное, творческое развитие учащихся. Современная школа, где осуществляются современные подходы к обучению, ставит своей целью не только обучение детей с разными способностями, но и развитие создание на уроках творческой обстановки, направленной на личностно ориентированную модель обучения, утверждающую ценность личности ребенка. Принцип уважения к личности воспитанника и учета в содержании образования его духовного потенциала реализуется путем приобщения к мировой культуре, рассматриваемой в аспекте социального опыта. При этом сущностью образовательного процесса, т.е. процесса обучения, воспитания и развития, становится целенаправленное превращение социального опыта в опыт личностный, приобщение обучаемых ко всему богатству человеческой культуры.

В последние годы внимание учителей все чаще привлекает идея развивающего обучения, с которым они связывают возможность принципиальных изменений в школе. Если ранее основной задачей было распространение знаний, всеобщее обучение детей, то теперь возникла проблема развития способностей, формирования талантов в каждом ребенке. Можно с уверенностью сказать, что внедрение развивающего обучения в современную школу имеет огромное педагогическое значение.

Школа ответственна за наше будущее. Но в настоящее время с задачей развития у всех детей самостоятельного мышления она не справляется. В основной своей массе дети инертны (не активны), не самостоятельны, склонны к шаблону, к привычному ходу мысли, им трудно переключаться от одной системы действий к другой. Верный путь выхода из сложившегося положения - совершенствование технологии развивающего обучения и воспитания. При разработке школьных программ нужно сверять каждый тезис с умственным развитием школьников, помня о сверхзадаче - формировать творческое мышление.

Актуальность проблемы личностно-ориентированного образования в условиях модернизации школы

Роль образования на современном этапе развития России определяется повышением внимания к подготовке квалифицированных специалистов в любой области профессиональной деятельности, усилением внимания к гуманизации общества, задачами перехода государства к демократическому и правовому обществу, реализуемыми, главным образом, важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности – школой. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.

На современном этапе развития общества перед школой стоит задача всестороннего развития личности ученика. При этом обучение должно обеспечивать духовное и интеллектуальное развития учащихся. Новые типы и виды учебных учреждений предоставляют значительные возможности в работе педагогов. Современная школа, где осуществляются современные подходы к обучению, ставит своей целью не только обучение детей с разными способностями, но и развитие создание на уроках творческой обстановки, направленной на личностно ориентированную модель обучения, утверждающую ценность личности ребенка. Принцип уважения к личности воспитанника и учета в содержании образования его духовного потенциала реализуется путем приобщения к мировой культуре, рассматриваемой в аспекте социального опыта. При этом сущностью образовательного процесса, т.е. процесса обучения, воспитания и развития, становится целенаправленное превращение социального опыта в опыт личностный, приобщение обучаемых ко всему богатству человеческой культуры.

В настоящее время всё больше ведущие педагоги и психологи придерживаются этой точки зрения. Среди большого числа новаций, применяемых в системе образования, особое внимание уделяется таким технологиям, где учитель выступает не источником учебной информации, а является организатором и координатором творческой творческого учебного процесса, направляет деятельность учеников в нужное русло, при этом учитывая индивидуальные способности каждого ученика. Среди подобных технологий наиболее известна технология личностно-ориентированного обучения. Данная технология стоит на одном из первых мест по значимости и связанными с нею ожиданиями по повышению качества образования.

Исследования в области технологии личностно-ориентированного обучения проводили такие ученые как Г.Г. Кравцова, Т.А. Матис, Ю.А. Полуянова, В.В. Рубцова, Г.А .Цукерман, И.С. Якиманская.

Все исследователи подчеркивают необходимость индивидуального подхода к обучению детей, значение единой образовательной стратегии средней школы как основного условия успешной работы с детьми.

Одним из основных средств повышения качества образования в условиях модернизации является освоение современных педагогических технологий. Мне в своей работе хочется остановиться на одном из них, на технологии личностно-ориентированного развивающего обучения, актуальность которой необходимостью кардинальных перемен не только в содержании образования, но и в самом образовательном процессе, понимаемого как своеобразное сочетание обучения (нормативно сообразной деятельности общества) и учения (индивидуальной значимой деятельности отдельного субъекта, в которой реализуется опыт его жизнедеятельности.

Содержание личностно-ориентированного обучения, методы, приемы направлены на то, чтобы раскрыть и использовать субъектный опыт каждого ученика, исходя из выявления его индивидуальных способностей как субъекта познания и предметной деятельности.

Образовательный процесс личностно-ориентированного обучения представляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъектный опыт, возможность реализовывать себя в познании, учебной деятельности, поведении. Содержание образования, нго средства и методы необходимо подобрать и организовать так, чтобы ученик мог проявить избирательность к предметному материалу, его виду и формам.

Критериальная база личностно-ориентированного обучения учитывает не только уровень достигнутых знаний, умений и навыков, но и сформированность определенного интеллекта (его свойства, качества, характер проявлений). Образованность как совокупность знаний, умений, индивидуальных способностей, является средством становления духовных и интеллектуальных качеств ученика, что выступает основной целью современного образования.

Обученность и образованность не тождественны по своей природе и результатам. Обученность через овладение знаниями, умениями, навыками обеспечивает социальную и профессиональную адаптацию в обществе. Образованность формирует индивидуальное восприятие мира, возможность его творческого преобразования. Широкое использование субйектного опыта в интерпретации и оценке фактов, явлений, событий окружающей действительности на основе личностно значимых ценностей и внутренних установок.

Что нужно для того, чтобы реализовать модель личностно-ориентированного обучения в школе?

Во-первых, принять концепцию образовательного процесса не как соединение обучения и воспитания, а как развитие индивидуальности, становление способностей, где обучение и воспитание органически сливаются.

Во-вторых, выявить характер взаимоотношений основных участников образовательного процесса:

Управленцев, учителей, учеников, родителей.

В-третьих, определить критерии эффективности инновационности образовательного процесса.

Признание ученика главной действующей фигурой составляет, по-моему, суть личностно-ориентированной педагогики.

Модернизация школьного образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности учащихся.

Актуальной стала индивидуализация целей образования на уровне каждого ученика. Его результатом должно стать достижение учащимися уровня образованности (элементарная грамотность, функциональная грамотность, уровень общекультурной компетенции), соответствующего его личному потенциалу. Не случайно в современное время использование элементов личностно-ориентированного обучения становится наиболее актуальным (значимым). На это нас нацеливает и утвержденный в 2004 году Государственный стандарт. Федеральный компонент разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года. Федеральный компонент разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования, в том числе:

«…личностная ориентация образования, деятельностный характер образования, формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач…Одной из важнейших задач основной школы является подготовка учащихся к осознанному и ответственному выбору профессии. Условием достижения этой задачи является последовательная индивидуализация обучения…».

Новые статьи:

Диагностика конкурентоспособности студентов факультета технологий и профессионального образования
При выборе методики исследований для изучения уровня конкурентоспособности личности студента за основу был взят общепризнанный в России подход В.И. Андреева, как наиболее полно отражающий все аспекты конкурентоспособности личности. Среди множества качеств, которые определяют и характеризуют конкуре ...

Методика развития связанной речи у детей
Целью данного исследования является определение методики развития связанной речи у умственно отсталых дошкольников. Поставленная цель привела к решению следующих задач: 1. Провести констатирующий эксперимент. 2. Провести формирующий эксперимент. 3. Провести контрольный эксперимент. 4. Сделать соотв ...

Выявление уровня сформированности знаний об аквариумных рыбках у детей старшего дошкольного возраста
Для выявления уровня сформированности знаний об аквариумных рыбках у детей старшего дошкольного возраста был проведен констатирующий эксперимент. Цель констатирующего эксперимента: выявление уровня сформированности знаний у детей старшего дошкольного возраста об аквариумных рыбках. Для реализации ц ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru