Информация о педагогике » Причины школьной неуспеваемости в изучении иностранного языка » Причины неуспеваемости камчатских школьников при изучении иностранного языка

Причины неуспеваемости камчатских школьников при изучении иностранного языка

Страница 1

неуспеваемость школьник иностранный язык

Неуспеваемость - это, с одной стороны, ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы, а с другой, - социальная дезадаптация личности.

Можно выделить три группы причин школьных неудач: социально-экономические (недооценка важности глубоких знаний и роли интеллектуального труда в жизни общества и человека, снижение качества школьного образования, материальная необеспеченность семьи, общая неблагополучная обстановка в семье, повышенная занятость и педагогическая безграмотность родителей, их алкоголизм и наркомания); причины биопсихического характера (наследственные особенности, способности, черты характера, а также плохое состояние здоровья детей и подростков); педагогические (недостаточная дифференцированность, а также стереотипность в методах и формах педагогической деятельности ряда учителей, неумение выдвигать и формулировать цели обучения и отсутствие эффективного контроля за результатами, пренебрежение развитием учеников, все еще бытующие формализм и догматизм в учебной деятельности, ориентация на работу с наиболее способными детьми и т.д.).

Наряду с причинами общего характера можно выделить также некоторые специфические факторы, негативно влияющие на успешность обучения иностранным языкам в условиях малого города: отсутствие языковой среды; несовпадение начала обучения языку с соответствующим сенситивным периодом; потребность в контроле и помощи наставника; отсутствие возможности организовать обучение в необходимо малых группах в условиях современной общеобразовательной школы; психологический барьер; интерференция, негативное влияние родного языка; чрезмерная загруженность детей в школе и дома; неспособность родителей помочь своим детям в изучении иностранного языка.

Неуспевающие ученики характеризуются общей интеллектуальной пассивностью, низким уровнем развития мышления, обусловливающим особенности внимания и памяти, негативной направленностью отношения к учению при средней или слабой его интенсивности, несформированностью навыков учебной работы. Применительно к иностранным языкам мы бы выделили следующие признаки неуспеваемости: незнание базовой лексики; непонимание вопросов; длительное обдумывание простейших фраз, как признак отсутствия автоматизмов; неумение употреблять знакомый материал в новой ситуации; нестабильность результатов, как следствие недостаточной осознанности действий; выполнение упражнений наугад; пассивность на уроке; высокая отвлекаемость, постоянные переходы на родной язык.

Мы опросили учителей школ города №8 и №11 и выявили, что наибольшие трудности у школьников при изучении английского языка вызывает овладение следующими знаниями, умениями и навыками:

произношение межзубных звуков;

чтение сложных английских слов;

правописание; понимание речи на слух;

распознавание слова в измененной форме;

использование притяжательных и возвратных местоимений (вместо слова "свой" в русском языке);

образование степеней сравнения имен прилагательных и наречий;

построение спонтанного диалога в предложенной ситуации с опорой на известные речевые клише; использование знакомых слов для построения пересказа;

употребление отрицательных и вопросительных предложений;

распознавание различных времен английских глаголов и адекватное их употребление.

Сами подростки выделяют следующие причины. Основная причина – отсутствие каких-либо способностей («плохая память», «слабое внимание», «неумение думать» и т.д.). Причем если младшие подростки отмечают, что им «не хватает знаний», что они «не могут учиться»; то старшие подростки жалуются на «лень», «безволие», говорят о своем стремлении улучшить память, внимание, мыслительные возможности.

Для подросткового возраста характерна неустойчивость устремлений, наклонность к внеучебным занятиям и увлечениям. Наличие разнообразных и сильных внеучебных интересов подростков связано, как отмечают специалисты, с важнейшими особенностями подросткового возраста: избытком неистраченной энергии, стремлением к подвижным видам деятельности, расположением к совместным действиям и играм, всевозрастающим стремлением к самостоятельности, освобождению от опеки взрослых. Установлено, что наличие сильных внеучебных интересов в сочетании с отрицательным отношением к школе характеризует длительно неуспевающих школьников.

При эпизодической неуспеваемости и в случаях отставания характерно равнодушие к школе. Ученик воспринимает учебные занятия как неизбежную повинность, выполняет требования учителей, участвует в какой-то степени в работе и проявляет даже иногда активность, но все это только для того, чтобы не иметь неприятностей, не привлекать к себе внимание взрослых. У такого ученика сформировалась довольно стойкая позиция в отношении школы и уроков: он уверен, что все это скучно, что это нужно старшим, а ему лично не нужно.

Страницы: 1 2

Новые статьи:

Формирование грамматического строя речи у детей в норме. Развитие грамматического строя речи в онтогенезе
Упражнения по развитию понимания грамматических категорий создают базу для употребления этих форм в самостоятельной речи. Прежде всего, необходимо научить детей устанавливать связи между предметом и его действием. Поэтому сначала закрепляют навыки употребления глаголов повелительного наклонения и и ...

Характеристика умственной активности детей дошкольного возраста в исследованиях отечественных педагогов и психологов
Психолого-педагогические исследования Л.И.Божович, Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, А.Н.Леонтьева, Н.Ф.Талызиной, Д.Б.Эльконина и др. доказывают, как важно учитывать в ходе воспитательно-образовательного процесса собственную активность ребенка, характеризующуюся преобладанием инициативн ...

Особенности внимания младших школьников
Наибольшее беспокойство и у психологов, и у педагогов сегодня вызывают проблемы, связанные с развитием внимания у школьников. Многие взрослые жалуются на невнимательность детей, их неумение сосредоточиться, сколько либо долго удерживать внимание при решении учебных задач. Младший школьный возраст о ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru