Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает, в частности, необходимость гармонического сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью внешкольной, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи и т.п. Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих занятий, специфически направленных на развитие личностной сферы ребенка, памяти, внимания, пространственного воображения и ряда других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач педагогического коллектива.
Проблема современной школы прежде всего состоит в том, что сама по себе учебная деятельность, направленная в традиционном ее понимании на усвоение коллективом учащихся требований базовой школьной программы, не сопряженная в должной степени с творческой деятельностью, не способствует целостному развитию личности ребёнка. Привыкая к выполнению стандартных заданий, направленных на закрепление базовых навыков, которые имеют единственное решение и, как правило, единственный заранее предопределенный путь его достижения на основе некоторого алгоритма, дети практически не имеют возможности действовать самостоятельно, эффективно использовать и развивать собственный интеллектуальный потенциал.
Решением этой проблемы является проведение нетрадиционных школьных занятий, к числу которых принадлежат уроки-экскурсии.
Приходится, однако, констатировать, что многие вопросы экскурсионной работы ещё требуют глубокого теоретического исследования. Необходимо повысить эффективность содержания и воспитательную роль экскурсии, создавать условия для расширения познавательной самостоятельности и инициативы учащихся.
Изучение организации познавательной деятельности учащихся на экскурсии является одним из наиболее важных вопросов. Этой проблеме в методике преподавания истории в настоящее время уделяется серьезное внимание. Многие положения, высказанные методистами об уроках истории: о необходимости связывать изложение материала с самостоятельной работой учащихся, широко применять исследовательский подход при изучении событий и явлений, знакомить школьников с системой доказательств и вести по логическому пути исследования и т. д. — имеют прямое отношение и к организации познавательной деятельности учащихся во время экскурсии.
Большое значение для изучения данной проблемы имеют экспериментальные исследования Л.В. Занкова о сочетании слова и средств наглядности [19, c. 8]
На экскурсиях познавательная деятельность учеников организуется в качественно иных условиях, чем на уроке истории в школе. В процессе работы были сформулированы следующие задачи:
1) изучение организации познавательной деятельности учащихся на экскурсии
2) освещение различных методов проведения экскурсии
3) привлечение внимания к экскурсиям как действенной форме активизации познавательной деятельности школьников в процессе обучения и воспитания.
Целью данного исследования является обобщение и систематизация имеющихся сведений по методике проведения урока-экскурсии на примере работы с учащимися среднеобразовательной школы.
Виды мышления
Мышление – это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. Под мышлением мы понимаем нечто, происходящее где-то «внутри», в психической сфере, и то психическое «нечто» влияет на поведение человека таким образом, что оно приобретает нешаблонный, нес ...
Методика использования литературного творчества в речевом развитии учащихся
В предыдущей главе были рассмотрены теории развития речи, в том числе с использованием малых форм фольклора. Для проверки эффективности разработанного комплекса, был проведен педагогический эксперимент на базе МОУ лицей №8 г. Махачкала. Прежде чем приступить к определению основных методов и форм их ...
Обоснование педагогических инноваций
Современное образовательное пространство состоит из 2-х типов педагогических процессов - инновационных и традиционных. Если рассматривать вуз как тренировочную площадку с программой обучения, заданной социальным заказом, то связь педтехнологий с факторами современного социального заказа в системе в ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.