Информация о педагогике » Психолого-педагогические условия развития ученического самоуправления » Оценка определения социально-психологических характеристик группы

Оценка определения социально-психологических характеристик группы

Страница 1

Социометрия

– это система некоторых приемов, дающих возможность выяснить количественное определение предпочтений, безразличий или неприятий, которые получают индивиды в процессе межличностного общения и взаимодействия. Данные социометрического анализа широко используют при исследовании самочувствия личности в группе, при определении структуры первичной группы, при исследовании способов и форм распределения авторитета и власти в малых группах, при диагностике уровня групповой активности. Социометрический метод предполагает анализ осмысленных ответов членов группы на ряд поставленных вопросов различного типа и характера.

Подобные вопросы называют социометрическими критериями, они охватывают различные стороны деятельности и общения личности внутри групп. Такие критерии могут быть связаны с выполнением какой-либо задачи, с учебной, общественными нагрузками, отдыхом, совместным времяпровождением. Различают сильные и слабые критерии выбора. Сильные критерии касаются наиболее важных и значимых для успеваемого сторон его жизни. Вопросы, относящиеся к работе, учебе, общественно полезной деятельности, совместному отдыху определяет собой сильные критерии при выборе партнера или партнера по каждому из позвоночных видов деятельности и взаимодействия. Слабые критерии – это круг вопросов, связанных с ситуативными факторами: выполнение одноразовых поручений, выбор партнера по дежурству, игре, незапланированной прогулке.

Результаты ответов переносят на, так называемые, матрицы выбора. Их число соответствует числу критериев. Матрица выбора и является основной для социометрического анализа.

Для удобства обработки данных каждый член группы получает свой номер и далее на протяжении всех этапов эксперимента фигурирует под ним.

Результаты отношений испытуемых друг к другу при ответе по данному критерию могут быть изображены на социограмме, то есть в виде схемы, которая более наглядна, чем матрица выбора, показывает суть структуры общения данных группы.

При рассмотрении социограммы можно сказать о том, что социометрический метод является весьма оперативным, с его помощью может быть достаточно четко выявлена картина эмоциональных тяготений внутри группы, для обнаружения которой путем наблюдений потребовалось бы длительное время.

Социометрический анализ не продвигает нас к пониманию того, почему в одних общностях индивид оказывается противопоставленным группе, а в других этих противопоставлений не наблюдается. Остается также неизвестным, какими мотивами руководствовались члены группы, выбирая одних и отвергая других, что скрывается за «симпатией» и «антипатией» и действительно ли надо сохранить в качестве значимого критерия выбора именно «симпатию» или «антипатию», а не другие критерии. Лежащая в основе социометрических исследований модель группы как эмоционально-психологического феномена не дает возможности осуществить анализ межличностных отношений людей на основе определенных общественно установленных норм, ценностных ориентаций и оценок, сводя все к регистрации взаимодействий и эмоциональных взаимных оценок и влечений.

Страницы: 1 2 3

Новые статьи:

Формирование личности в различных видах деятельности
«Личность создается объективными обстоятельствами, но не иначе, как совокупность его деятельности, осуществляющей его отношение к миру». Изучение личности является одной из наиболее трудных проблем человекознания, что подтверждает существующее многообразие определений личности в различных областях ...

Значимость универсальных учебных действий в системе начального образования
В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного – квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение пос ...

Свободная педагогика Ж.Ж. Руссо
Ж.-Ж. Руссо считал, что на ребенка воздействуют три фактора воспитания: природа, люди и общество. Каждый из факторов выполняет свою роль: природа развивает способности и чувства; люди учат, как ими пользоваться; предметы и явления обогащают опыт. Все вместе они обеспечивают естественное развитие ре ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru