Моторный метод

Для экскурсии специфической чертой является активная моторно-двигательная деятельность в ходе продвижения к объекту или наблюдения его во время автобусной поездки.

Остановимся на вопросе влияния расстояния, с которого педагог предлагает ученикам вести наблюдение объектов, на их восприятие. В самом общем виде можно сказать, что максимальным расстоянием будет то, при котором еще не утрачено воздействие объекта на экскурсантов. Если его видимость настолько ослабевает, что даже небольшие здания, стоящие на первом плане, оказываются более активными для восприятия, то можно констатировать предел влияния данного объекта на экскурсанта. И, наконец, при дальнейшем удалении от объекта наступает момент, когда все точки пространства кажутся лежащими в одной плоскости.

Как показывают исследования, оптимальными пределами для осмотра сооружения высотой 80-100 метров будут расстояния, равные высотам в зависимости от характера объекта и окружающей воздушной среды. При таком удалении объект показывается, но подробно не анализируется. Поэтому методически неправильно поступает экскурсовод, когда при большой удаленности объекта ведет детальную характеристику внешнего его облика.[12, c. 85] По мере приближения школьников к объекту он как бы начинает вырастать на глазах. Постепенно все чётче выступают особенности его композиции, затем начинают просматриваться крупные детали, наконец, декоративные орнаменты и т. п. И вот наступает момент, когда объект в восприятии претерпевает изменения: возникают перспективные сокращения, нарушаются взаимосвязь цветовых сочетаний, пропорции и размеры — ближе расположенные детали кажутся значительно более крупными вышележащих. Если движение группы к объекту продолжать, то происходит дальнейшее искажение его величины и формы; вскоре глаз не в состоянии будет охватить его целиком.

Расстояние, с которого наиболее отчётливо и цельно просматривается композиция объекта, равно примерно двум его высотам. Наилучшая точка осмотра объекта в целом будет та, при которой угол зрения экскурсантов равен 30 градусам.

Моторный метод—важное средство получения новых впечатлений и правильного, неискажённого восприятия объекта. Нередко в автобусных экскурсиях экскурсоводы неоправданно сокращают количество выходов, предпочитая показывать объекты из салона. Такая экскурсия не дает возможности приблизить объекты и лучше почувствовать реальную обстановку города, местного края. Вместе с тем и смена положения — из неподвижного в подвижное — уменьшает утомление и хорошо влияет на повышение активности учащихся. Другой распространенной ошибкой являются общие рассуждения экскурсовода в автобусе, не связанные с осмотром объектов. Если необходимо подвести итоги, то следует сделать остановку и обобщить зрительный материал, ответить на возможные вопросы. Во время движения у экскурсантов возникают и развиваются определенные пространственные представления. Вот почему нужно постоянно пространственно ориентировать школьников. Характер ориентации будет различен в зависимости от их возраста и знаний темы и цели экскурсии.[6, c. 207]

Перечисленные выше методы помогают оценить возможности, заложенные в экскурсиях по истории. Они ориентируют учителя на создание таких условий на экскурсии, когда наиболее продуктивно, творчески активно и самостоятельно протекает познавательная деятельность школьников по изучению и осмысливанию исторических фактов и закономерностей и происходит прочное усвоение знании, всестороннее развитие личности школьников.

Новые статьи:

Методическое использование тестирования В. П. Кузовлевым, Т. Клементьевой, О. В. Афанасьевой. Анализ учебно-методических комплектов
Изучая методическую литературу различных авторов, мы пришли к выводу, что тестированию как методу контроля умений и навыков английского языка уделяется не слишком много внимания. Поэтому для анализа были выбраны УМК трех методистов, которые, судя по их учебникам, придерживаются разных точек зрения ...

Проявление детьми творческих способностей в изображении природы
На развитие и проявление творческих способностей дошкольника существенное влияние оказывают три основных фактора: непосредственное наблюдение живой природы, подкрепление этих представлений уточняющими беседами, просмотром картин (репродукций) и иллюстраций, знакомство с лучшими поэтически образами ...

Анализ опыта работы учителя начальных классов МБОУ НОШ №31 по организации и проведению уроков естествознания
Познакомившись с теоретико-методическими аспектами обучения и воспитания младших школьников на уроках естествознания, мы осуществили исследование по вопросу организации разнообразных типов и видов уроков естествознания в современной начальной школе. Этому посвящена практическая глава нашей работы. ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru