В связи с этим возникает важная социально-психологическая задача, которая должна быть включена в социометрическое изучение – выявление мотивационного ядра выбора в межличностных отношениях, те есть выявление мотивов, по которым личность готова осуществлять эмоциональный контакт с одними членами группы и отвергать других.
Под мотивационным ядром выбора понимается система мотивов, образующая психологическую основу индивидуальной предпочтительности, проявляемой индивидами в социометрическом эксперименте.
Обработка полученных результатов:
Формулы для вычисления коэффициентов коммуникативности, отвергаемых (для каждого из критериев), а также коэффициента благоприятности психологического климата (для эмоционального критерия):
Коэффициент коммуникативности:
К= ,
где N
– число членов группы, вошедших в микрогруппировки;
N
– общее число членов группы
Коэффициент отвергаемых:
К
= ,
где N
– количество отвергаемых в группе;
N
– общее число членов группы
Коэффициент благоприятности психологического климата:
К = ,
где вз. в(3) – сумма взаимовыборов по 3-му критерию;
в(3) – сумма выборов по 3-му критерию
Ролевой критерий:
Коэффициент коммуникативности:
К= = 0.94 К = = 0.06
Деловой критерий:
Коэффициент отвергаемых:
К = = 0.65 К = = 0.24
Эмоциональный критерий:
Коэффициент отвергаемых:
К= = 0.94 К = = 0.06
Коэффициент благоприятности психологического климата:
К = = 0.52
Возрастные особенности подростков
Неправомерно рассматривать индивидуальные особенности школьника (например, индивидуальные особенности внимания, памяти, мышления и т.д.) безотносительно к возрастному периоду, стадии его развития. Одно из основных условий успешного формирования индивидуальных особенностей у ученика, это знание этих ...
Экспериментальное изучение возможностей формирования
самоценности личности детей младшего школьного возраста в процессе воспитания
Экспериментальное исследование данной проблемы проходило с сентября 2008 по май 2009 года. Базой исследования являлась средняя общеобразовательная школа № 10. Целевая группа: учащиеся 3 А и 3 Б классов (51 человек) в возрасте 8- 10 лет. Этапами проведения исследования являлись констатирующий экспер ...
Методика работы со старшими дошкольниками в условиях музыкального занятия в
ДОУ
По словам О.П. Радыновой, "занятия – основная форма организации, в которой осуществляется обучение детей, развитие их способностей, воспитание качеств личности, формирование основ музыкальной и общей культуры. Занятия предполагают активную взаимную деятельность педагога и детей"[14;146]. ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.