Метод показа

Метод показа (анализа) - важный экскурсионный метод. Ведь весь смысл выхода за пределы класса, школы и заключается в том, чтобы учащиеся приобрели знания в ходе наблюдения объектов, расположенных в естественной обстановке или собранных в залах музея. У школьников, особенно младших классов, развито конкретно-образное восприятие действительности. Представления, получаемые ими на экскурсии, являются основой для обобщения исторических явлений и событий, как прошлого, так и настоящего. Следует сразу отметить, что показ и анализ не одно и то же. Показ предполагает мысленное выделение определенного объекта из совокупности других и сосредоточение на нем внимания учащихся. Нередко он ограничивается характеристикой так называемых опознавательных признаков, по которым выделяется объект. В зависимости от цели и темы экскурсии некоторые объекты показываются, но не анализируются. Для экскурсовода важно, чтобы школьники получили о нем общее представление. Часто показ подразумевает под собой начало анализа, его подготовительная стадия. Показ объекта, предполагающий мысленное выделение его наглядных существенных сторон, черт, свойств, называется анализом. Особое место на экскурсиях занимает художественный анализ — раскрытие идейно-художественного образа произведения искусства, его основных черт и особенностей. В ходе анализа объекта школьники идут от восприятия его общего облика сначала к познанию определенных свойств, качеств, отношений, связей и уж потом к более глубокому его познанию.Метод показа (анализа) объектов используется на экскурсии не отдельно, а в сочетании с другими методами и приемами. Рассмотрим основные требования к анализу объекта и его наблюдению.

В общем виде анализ объекта и его наблюдение учащимися предполагают такой его разбор, при котором он наиболее полно, в соответствии с целью и темой экскурсии, будет воспринят экскурсантами. Важнейшая задача, которая ставится на экскурсиях, — научить экскурсантов видеть в объекте его прошлое и настоящее, для того чтобы правильно осознать и оценить его достоинства. В повседневной жизни ученики не привыкли вглядываться в окружающие их здания и сооружения. Однажды увидев, они в последующее время их воспринимают обобщенно. Например, попросите учеников описать дом, который им знаком, и они затруднятся сразу это сделать, так как задача эта для них непривычна. « .Пользуясь постоянно вещью и как будто бы хорошо зная ее, вы в сущности очень плохо видели ее форму . Вы едва ли верно определите глубину отдельных впадин, пропорции частей, степень выступания вперед крайних точек . Вы растеряетесь в выборе нужных точек зрения . Вы растеряетесь в процессе соединения отдельных зрительных образов с разных точек зрения в общий объемный образ. Как связать отдельные аспекты между собой? Вы растеряетесь потому, что в обычной практике перед глазом стоят менее сложные задачи»[4, c. 57]

Показ (анализ) и наблюдение объекта должны носить целенаправленный характер. Недопустим показ (анализ) без определенной цели, когда учитель пытается показать в объекте все, что только можно. Это уводит от поставленной темы. В музее подобные увлечения называют любованием вещью. В ходе показа (анализа) педагог ставит перед учениками частные задачи, которые изучение объекта делают более осмысленным, активизируют группу. Ошибочен будет такой способ показа объекта, когда в движении экскурсовод вначале показал его, а когда он исчез из поля зрения, то назвал и сообщил о его назначении, о событиях, с ним связанных. Эта методическая ошибка приводит к тому, что учащиеся не знают задач наблюдения, поэтому они смотрят на объект, но многое в нем не видят, так как наблюдение не носило целенаправленного характера.

Анализ объекта должен проводиться планомерно, при таком распределении материала, когда будет лучше достигнута цель экскурсии. Учитель заранее продумывает последовательность анализа, учитывая состав учеников, их возраст, знания, интересы. В соответствии с целью и планом анализ произведения проводится выборочно, т. е. с преимущественным выделением определенных свойств, качеств, особенностей, признаков. Важно, чтобы наблюдения вырабатывали у учащихся навыки самостоятельной работы, умение видеть в памятниках прошлого труд, культуру и историю народа.[6, c. 27]

Проведение экскурсий только тогда достигает цели, когда учащиеся ясно осознают задачу наблюдения. Без этого они могут смотреть на предметы и тем не менее не видеть самого главного. Правильно организованный показ (анализ), объектов содействует развитию наблюдательности у экскурсантов, активизации их умственной деятельности.[6, c. 193]

Новые статьи:

Формирование навыков связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Результаты констатирующего экспериментального исследования показали, что дети с ОНР III уровня способны к пересказу коротких текстов, составлению рассказов по сюжетным картинкам, к рассказыванию из личного опыта, к рассказыванию по данному началу, но все-таки это еще значительно отличается от связн ...

Описание компетенции ПКД-1
Федеральный образовательный стандарт предусматривает, что выпускник должен обладать профессиональными компетенциями в образовательной деятельности в дошкольном образовании (ПКД). Компетенция ПКД-1 определяется как "способен организовать игровую и продуктивные виды деятельности детей дошкольног ...

Связь живописи и поэзии
Детское творчество отражает окружающий мир, природу, как на основе непосредственного их восприятия, так и в результате знакомства с произведениями искусства и литературы, в которых запечатлены живые, неповторимые явления природы. Отмечая влияние искусства на эстетическое воспитания дошкольников, Н. ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru