Учебный проект как форма организации самостоятельной деятельности учащихся средних классов

Страница 1

самостоятельный деятельность урок информатика

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъектности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Школе потребовались такие методы обучения, которые:

- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;

- развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

- формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;

- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;

- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.

В этой главе мы постараемся рассказать о методе проектов, но сначала нам необходимо дать определения понятиям, таким, как «метод», «проект», «метод проектов».

Слово «метод» в переводе с греческого означает «исследование, способ, путь к достижению цели». По определению Ю.К. Бабанского, метод – это способ упорядоченной, взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленный на решение задач образования, воспитания, развития в процессе обучения. Таким образом, в процессе школьного обучения метод выступает как способ взаимодействия учителя и учащихся для достижения определенных учебно-воспитательных целей. [1]

В толковом словаре Даля слово «

проект» определяется как план, предположение, предначертание; задуманное, предположенное дело, и самое изложение его на письме или в чертеже. Проект – это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создание разного рода теоретического продукта. Если рассматривать это понятие узко, в рамках школьного обучения, тогда проект можно определить как процесс, а также результат взаимодействия учителя и учащихся, направленного на активизацию самостоятельной деятельности детей.

Е.С. Полат определяет метод проектов как совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности, путь познания, способ организации процесса познания. [17]

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Результаты выполненных проектов должны быть как-либо оформлены (видеофильм, альбом, доклад и т.д.) В ходе решения какой либо проектной проблемы учащимся приходится привлекать знания и умения из различных научных областей, обращаться к разного рода источникам информации, работать с ними.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новые статьи:

Работа по ознакомлению дошкольника с художественной литературой как средством развития театрализованной игры
Анализ психолого-педагогической литературы позволил установить, что театрализованная игра дошкольника способствует развитию психических процессов и различных качеств личности – самостоятельности, инициативности, эмоционального мира и воображения. Так же этот вид игры оказывает большое влияние и на ...

Рассмотрены классификации идей Л.Н.Толстого о народном образовании в педагогической деятельности в Яснополянской школе
Главным условием успеха образования, считал Толстой, является создание принципиально новой школы, образцом которой стала его Яснополянская школа. Он не мог принять авторитарной школы, так как она «учреждается не так, чтобы детям было легко учиться, а чтобы учителям было легко учить». Л. Н. Толстой ...

Понятие об аудировании как виде речевой деятельности
Распознавание устной речи, или аудирование, в плане обучения этому виду речевой деятельности, представляет собой сложную и далеко не решенную проблему. А ведь именно аудирование (как об этом говорят отечественные и зарубежные методисты) определяет дальнейшем успех или неуспех всего практического об ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru