Информация о педагогике » Подготовка школьников к итоговой аттестации в форме ЕГЭ » Психологическая составляющая успешной подготовки к ЕГЭ

Психологическая составляющая успешной подготовки к ЕГЭ

Страница 1

Для того чтобы лучше понять, что представляет собой Единый государственный экзамен с психологической точки зрения, сравним его с традиционным экзаменом. ЕГЭ кардинально отличается как от устного экзамена, так и от традиционного письменного.

Отличительные особенности

Традиционный экзамен (устный или письменный)

ЕГЭ

Что оценивается?

Оцениваются не просто фактические знания, а умение их преподнести. Уровень развития устной речи может позволить «скрыть» пробелы в знаниях.

Оцениваются фактические знания и умение рассуждать, решать, а также умение удерживаться в рамках задания, понимать формулировку, организованность.

Что влияет на оценку?

Большое влияние оказывают субъективные факторы: контакт с экзаменатором, общее впечатление и т.д.

Оценка максимально объективна, так как исключен личностный фактор.

Возможность исправить собственную ошибку.

На устном экзамене легче заметить ошибку за счет обратной связи от экзаменатора и можно ее исправить во время рассказа или при ответе на вопрос экзаменатора, на письменном – при проверке собственной работы.

Можно заметить и исправить ошибки при самопроверке.

Кто оценивает?

Знакомые ученику люди.

Компьютер, незнакомые и невидимые эксперты.

Когда можно узнать результаты экзамена?

На устном экзамене – практически сразу, на письменном – в течение нескольких дней.

В течение нескольких дней.

Критерии оценки.

Известны заранее.

Известны заранее, но в очень общем виде.

Содержание экзамена.

Ученик должен продемонстрировать владение определенным фрагментом учебного материала (определенной темой, вопросом и т.д.)

Экзамен охватывает практически весь объем учебного материала.

Как происходит фиксация результатов?

В письменном экзамене – на том же листе, на котором выполняются задания. На устном – на черновике.

Результаты выполнения задания необходимо перенести на специальный бланк регистрации ответов.

Стратегия деятельности во время экзамена.

Унифицированная.

Индивидуальная.

Помимо когнитивной составляющей, выпускной экзамен имеет также особый психологический смысл. Психологически период завершения обучения в школе представляет особую трудность для учащихся потому, что это время первого взрослого испытания, которое показывает, насколько выпускники годятся для взрослой, самостоятельной жизни, насколько их уровень притязаний адекватен их возможностям. Поэтому результаты выпускных экзаменов имеют для учеников особую значимость. Вместе с тем каждый учащийся вынужден самостоятельно принимать решение об успешности сдачи экзамена.

Например, для одного «сдать успешно» – означает получить «3», для другого – «4», для третьего – набрать минимум 75 баллов (поскольку в его вуз объявили именно такой проходной балл), а для кого-то – минимум 97 или 99 баллов. При этом надо помнить, что тест составлен так, что получить 100 баллов из 100 сможет только 1 человек на 10 000 выпускников. Таким образом, имеет значение не только уровень подготовки, но и уровень притязаний. Поэтому принципиальны многочисленные «пробы», по результатам которых корректируется исходная цель.

Можно выделить некоторые наиболее значимые психологические характеристики [21], которые требуются в процессе сдачи Единого государственного экзамена:

Страницы: 1 2

Новые статьи:

Интегрированный урок
В современных условиях обучения предмета в школе все более острую необходимость приобретают постановка и решение важных общедидактических, педагогических и методических задач, имеющих целью расширить общеобразовательный кругозор учащихся, привить им стремление овладеть знаниями шире обязательных пр ...

Планирование и методика проведения занятий по развитию сенсорного восприятия
Планомерность обучения детей — один из важнейших принципов решения комплекса воспитательно-образовательной работы в детских дошкольных учреждениях. Только при правильном планировании процесса обучения можно успешно реализовать программу всестороннего развития личности ребенка. При планировании заня ...

Процесс модернизации высшего профессионального образования в Российской Федерации с точки зрения Болонского процесса
В настоящем разделе будут отмечены схождения и расхождения, наблюдающиеся между странами Западной Европы, с одной стороны, и Российской Федерацией, с другой, с точки зрения соответствия образовательных систем принципам и целям Болонского процесса. К сожалению, приходится констатировать, что «западн ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru