Информация о педагогике » Обучение решению арифметических задач детей с общим недоразвитием речи » Создание системы работы по обучению составления и решения арифметических задач детей с ОНР

Создание системы работы по обучению составления и решения арифметических задач детей с ОНР

Страница 1

Цель: Создание условий для обучения решению арифметических задач детей с ОНР.

Задачи:

1. Разработать систему занятий по обучению детей старшего дошкольного возраста с ОНР решению арифметических задач.

2. Составление и использование конкретного содержания арифметических задач, отражающего жизнедеятельность детей.

При создании условий учитывались общедидактические принципы обучения детей элементарным математическим знаниям:

- научности

- доступности обучения

- наглядности

- систематичности и последовательности обучения

- индивидуального и дифференцированного подхода

- связи с жизнью.

Формирующий эксперимент осуществлялся поэтапно. На первом этапе, используя задачи - драматизации и задачи - иллюстрации мы учили детей составлять задачи и помогали осознать, что в содержании задач находит отражение окружающая жизнь. На первых занятиях мы использовали задачи - драматизации, так как они наиболее доступны детям. Дети учились составлять задачи про самих себя, рассказывать о действиях друг друга, ставить вопрос для решения. Используя задачи - драматизации мы знакомили детей с арифметической задачей, учили составлять задачи на сложение и вычитание, правильно формулировать ответы на вопрос задачи; при разборе составленной задачи подчеркивали необходимость числовых данных и вопроса. Так на одном из занятий одному из детей (Тане Г.) предлагалось поставить на стол 2 куклы слева, а другому (Ане О.) принести еще одну и поставить ее справа. Спрашивали у детей: «Что сделали Таня и Аня?». «Таня поставила на стол две куклы, а Аня принесла еще одну куклу» (Влад В.) После этого составляли задачу: «Таня поставила на стол две куклы. Аня принесла еще одну куклу. Сколько всего кукол принесли Таня и Аня?». При составлении и решении задач детьми мы следили, чтобы дети не забывали числовые данные, правильно формулировали вопрос. Для этого показывали, чем отличается задача от рассказа, загадки, подчеркивали значение и характер вопроса. Для усвоения значения и характера вопроса в задаче применяли такой прием: к условию задачи, составленной детьми («С одной стороны стола поставили двух девочек, а с другой стороны одного мальчика»), ставился вопрос не арифметического характера («Как зовут этих детей?»). Дети замечали, что задача не получилась. Далее предлагали им поставить такой вопрос, чтобы было понятно, что это задача. Выслушав разные варианты вопросов: «Сколько детей стоят около стола?» (Вова З., Маша В.), «Сколько мальчиков и девочек стоят рядом со столом?» (Марина И., Лиза А ), отмечали, что все они начинаются со слов сколько. Чтобы научить детей отличать задачу от загадки, подбирали такую загадку, где имелись числовые данные («Два кольца, два конца, а посередине гвоздик»). Используя разные загадки, подводили детей к пониманию того, что в задаче предлагается проблемная ситуация, для разрешения которой надо выбрать арифметическое действие и затем, выполнив его, ответить на вопрос, а в загадке надо догадаться, о каком предмете говорится. Чтобы показать отличие задачи от рассказа и подчеркнуть значение чисел и вопроса в задаче, прелагали детям рассказ, похожий на задачу. На следующих занятиях, продолжая учить детей составлять задачи, мы особо подчеркивали необходимость числовых данных. Например, используя различные предметы быта, игрушки давали их детям, предлагали следующий текст задачи: «Вите мы дали кубики и машины. Сколько игрушек мы дали Вите? В обсуждении этого текста выясняли, что такой задачи решить нельзя, так как не указано, сколько было дано кубиков и машин. После обсуждения Витя составлял задачу, предлагая детям решить ее. На конкретных примерах из жизни дети яснее осознавали необходимость иметь два числа в условии задачи, лучше усваивали отношения между величинами, а также между собой, переходя на более высокий уровень общения, друг с другом, начинали различать известные данные в задаче и искомое неизвестное.

На следующих занятиях мы знакомили детей со структурой задачи (условием и вопросом). Выяснив структуру задачи, дети легко выделяли в ней отдельные части. После знакомства со структурой задачи мы упражняли детей в повторении задачи в целом и отдельных частей. Предлагали одним повторить условие, а другим вопрос или самим сформулировать его. Как только дети усвоили структуру задачи, мы знакомили их с арифметически действиями сложения и вычитания, раскрывали их смысл и учили формулировать их и «записывать» с помощью цифр и знаков в виде числового примера, используя задачи - драматизации и задачи - иллюстрации. На основе предварительного практического действия составляли несколько задач, дети учились формулировать действие сложения и давать ответ на вопрос. Чтобы показать детям отличие в задачах, требующих разных арифметических действий мы использовали такой прием. В начале занятия поручили дежурному (Владу В.) поставить вокруг стола пять стульев, а потом добавить еще один стул. Дети составляли текст задачи: «Вокруг стола дежурный Влад сначала поставил пять стульев, а потом добавил, еще один. Сколько всего стульев он поставил?». Потом предложили послушать нашу задачу, сравнить обе и сказать - одинаковые они или разные и в чем их отличие: «Дежурный Влад В. поставил вокруг стола пять стульев, а потом взял один стул и поставил к другому столу. Сколько стульев осталось вокруг стола?». Дети сразу узнали, что задачи разные: «В нашей задаче надо прибавить, а в вашей отнять, - говорила Аня О. Выслушав ответ Ани мы попросили детей рассказать о том, как они решали задачи. Витя Ш. дал полный ответ: «В первой задаче сказано, что к пяти стульям добавили один стул, значит, надо сложить числа: к пяти прибавить один, получится шесть. Это будет действие сложения. Дежурный поставил шесть стульев. Во второй задаче сказано, что из пяти стульев убрали один стул, значит, надо из пяти вычесть один, получится четыре. Это будет вычитание». На основе анализа данных задач дети приходили к выводу, что сходство их состоит в том, что, во - первых, в обеих задачах речь шла о дежурном и расстановке им стульев, то есть в общности их содержания, во - вторых, в обеих задачах были одни и те же числа. Различие же их заключается в разных действиях дежурного - в одной задаче он принес еще один стул, а в другой - унес один стул из поставленных ранее; различны вопросы в задачах, различны арифметические действия (сложить, вычесть), различны и ответы в задачах.

Страницы: 1 2

Новые статьи:

Лабораторные работы с использованием ИКТ
Существует множество средств обучения математике в современном мире. Одним из популярных и эффективных является использование информационных технологий на уроках математики. Наглядность в обучении играют важную роль, а использование компьютера прекрасно демонстрирует ученикам и свойства графиков фу ...

Анализ учебной литературы по истории костюма и орнамента Древнего Египта
Проведенный анализ учебной литературы дает основание сказать - существует большое количество качественной литературы, посвященной Древнему Египту в целом и искусству Древнего Египта в частности. В настоящее время нет недостатка в дополнительной учебной литературе – художественных альбомах, хрестома ...

Теория проблемного обучения М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин, Т.В. Кудрявцев
Суть теории: проблемное обучение – это новая система правил применения ранее известных приемов учения и преподавания, построенная с учетом логики мыслительных операций (анализа, обобщения и т.п.) и закономерностей поисковой деятельности учащихся (проблемной ситуации, познавательного интереса, потре ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru