Полная социальная адаптация человека предполагает совокупность следующих адаптаций:
- Организационная адаптация (содействие созданию для человека благоприятных условий для жизни и деятельности). Предусматривает использование методов организации практической деятельности и поведения индивида;
- Экономическая адаптация (процесс усвоения новых социально-экономических норм и принципов экономических отношений между индивидами, группами). Наиболее эффективными являются методы организации познавательной деятельности и формирования сознания личности, а также формирование перспективы;
- Педагогическая адаптация (приспособление к системе образования, обучения и воспитания, которые формируют систему ценностных ориентиров индивида). Наиболее эффективные методы осуществления данного вида адаптации - убеждения и примера;
- Психологическая адаптация (процесс приспособления органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью улучшения восприятия и предотвращения повреждения рецепторов от излишней нагрузки). Основные методы работы социального педагога - стимулирование деятельности и поведения индивида;
- Профессиональная адаптация (приспособление индивида к новому виду профессиональной деятельности, нового социального окружения, условий труда и особенностей конкретной специальности). Наиболее распространенными методами профессиональной адаптации являются методы формирования сознания, перспективы, организации практической деятельности и поведения личности.
Социальная адаптация осуществляется по стадиям (этапам):
1) стадия начальная (этап формирования адаптационных навыков и развития способностей, призванных в дальнейшем облегчить социальную адаптацию);
2) стадия терпения (пристосувальницький этап, в ходе которого и социальная среда, и индивид признают равноценность эталонов поведения);
3) стадия приспособления (этап усвоения социально полезных ролей);
4) этап правовой адаптации;
5) стадия полной адаптации (этап "ассимиляции", когда индивид отказывается от предыдущих образцов и ценностей и полностью признает новые).
Социальная терапия - форма вмешательства (интервенции) в мир клиента или его окружение, ориентированная на помощь клиенту через влияние на психические и соматические функции его организма. Основной целью социальной терапии является оптимизация отношений в системах "человек - человек", "человек - группа», «человек - мир".
Технологии социальной терапии основываются на достижениях психологии, психиатрии, психотерапии и социальной педагогики.
Каждый из методов, используемых в социальной терапии включает два элемента:
- Интеллектуальный, связанный с информационным влиянием слова;
- Эмоциональный, который обусловливается использованием мимики, жестов и особенностей характера социального педагога.
Все методы социальной терапии используются в двух формах:
1) индивидуальной - используется по отношению к клиентам, решение проблем которых требует жесткой конфиденциальности, или не желающие принимать участие в групповой социальной терапии;
2) групповой, которая позволяет клиенту взглянуть на себя глазами группы и, соответственно, откорректировать поведение, а также, при необходимости, разработать эффективную программу индивидуальной терапии.
В целях эффективного решения социальных проблем можно предложить группе следующие упражнения: релаксация, пантомимические сцены, ролевые игры, гештальттерапия и т.д.).
Группы при этом можно условно разделить на:
- Учебные;
- Совместной деятельности;
- Группы для родителей;
- Мужские и женские группы.
Состав группы может варьироваться в зависимости от поставленных целей и определенных задач.
Технология работы в группе призвана решать следующие задачи:
1) обеспечение нормального развития членов группы;
2) самоутверждение личности;
3) воспитание чувства гражданственности;
4) предупреждение дисфункций в группе;
5) коррекция целей, когда это необходимо для одного или нескольких членов группы.
Наиболее распространенными методами социальной терапии являются:
- Трудовая терапия, основанная на тонизирующей и активизируя действия труда на психофизическую сферу человека. Особое значение приобретает при психических расстройствах. Трудовая терапия позволяет организовать совместную деятельность, способствуя налаживанию хороших отношений между людьми, снимая состояние напряженности и переживания.
Семейная дезадаптация и негативные социальные факторы, способствующие ранней
наркотизации детей из социально-неблагополучных семей
Ключевым условием для оптимального социального развития ребенка является семья. Конвенция ОНН о правах ребенка (1989) «признает важность семьи как первичной социальной группы и естественной обстановки для роста и благополучия детей». Мировое сообщество определяет, это не столько право родителей над ...
Примеры лабораторных работ по математике 7 – 9 классов различных типов и
методические рекомендации к ним
В предыдущих параграфах мы описали требования к организации и проведению лабораторных работ, рассмотрели работы, которые предлагают авторы пособий для учителей, в этом параграфе мы приведем примеры лабораторных работ различных типов и методические рекомендации к ним. Лабораторная работа на тему «Пе ...
Характеристика
комплекта учебников под редакцией Г.В. Дорофеева
Учебники продолжают линию учебных комплектов и развивают идеи, которые заложены в общей концепции курса математики. Переход к учебникам можно осуществить, как после учебников, так и после других учебников по математике для 5–6 классов, так как содержание алгебраического и арифметического блоков сов ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.