1) создание условий для выживания таких детей (организация ночлега, питания, оказания медицинской помощи);
2) освобождение от негативного опыта предыдущего жизни через укрепление веры в собственные силы и свое будущее.
Основным методом работы с такими лицами являются социально-педагогический патронаж, основная форма работы - организация социально-психологического тренинга, направленного на формирование "Я-концепции".
Эффективность реализации программы реабилитации лиц с девиантным поведением обусловлено:
1) высокой мотивацией всех участников программы: ребенка, родителей, социального педагога, специалистов;
2) психолого-педагогической компетентности специалистов;
3) координацией деятельности различных государственных служб: образования, здравоохранения, милиции и др
Рассмотрим технологию социальной реабилитации несовершеннолетних правонарушителей в учреждениях пенитенциарной системы.
Основными принципами программы реабилитации малолетних правонарушителей являются:
- Привлечение к труду;
- Уважение личности воспитанника;
- Самоуправление;
- Сотрудничество педагогов и воспитанников.
Различают следующие типы деятельности социального педагога в ИТК:
1) карательно-воспитательная;
2) исправительно-воспитательная;
3) образовательная;
4) трудовая.
Технология работы социального педагога в воспитательно-трудовом учреждении включает следующие этапы:
А) изучение документов осужденного, его личности, выяснения причин возникновения отклонений, разработка программы реабилитации осужденного с учетом форм и методов воспитательной работы;
Б) реализация программы реабилитации, которой будут содействовать - помощь осужденному в адаптации к новым условиям жизнедеятельности и предупреждения возникновения возможных конфликтов с другими воспитанниками;
В) оценка результатов перевоспитания в учреждении;
Г) оценка результатов реабилитации после отбытия осужденным наказания (определяется на основе соблюдения правовых норм в отношении уволенного, наличии у него жилья, среды, в которой ему придется жить в будущем, отношение к нему окружающих).
Технологии социальной реабилитации осужденных предполагают использование следующих методов:
1) привлечение осужденного к трудовой деятельности;
2) метод перспективы;
3) метод положительного примера.
Важнейшими средствами социальной реабилитации осужденных выступают: слово, труд, режим, религия.
Эффективность выполнения программы реабилитации зависит от:
- Особенностей осужденного;
- Срока пребывания в колонии;
- Коллектива, в который он попал;
- Опыт социального педагога;
- Воспитательных возможностей заведения.
Технологии индивидуальной, групповой социально-педагогической деятельности и работы в микросоциальной среде.
Методы индивидуальной социально-педагогической деятельности, или социально-педагогическая работа с индивидуальным случаем, используются тогда, когда социальный педагог, совместно с клиентом, развязывает его личностные и социальные проблемы.
В своей работе с клиентом социальный педагог руководствуется следующими принципами:
- Клиент индивидуален;
- Клиент имеет право на собственные чувства и выражение их;
- Социальный педагог должен проявлять контролируемые эмоции
- Клиент должен чувствовать со стороны социального педагога поддержку;
- Клиент имеет право на собственный выбор;
- Клиент имеет право на конфиденциальность.
Общую схему работы социального педагога с индивидом можно представить в следующем виде:
1) установление первичных связей и потребностей клиента в изменениях;
2) исследования проблемы;
3) мотивация;
4) концептуализация проблемы;
5) исследования стратегий решения;
6) выбор стратегии;
7) реализация стратегии;
8) эволюция (развитие самого клиента).
Индивидуальная работа осуществляется с помощью методов:
- Психосоциального;
- Поведенческого;
- Целевого;
- Оперантном изменению поведения;
- Респондентного изменения поведения;
- Экологического;
- Метода решения проблем;
- Рационального метода;
- Терапии реальностью.
Социальная групповая работа является практическим методом социально-педагогической деятельности, который помогает личности расширить свое социальное функционирование и, благодаря целенаправленному опыта группы, более эффективно справиться со своими индивидуальными, групповыми или проблемами в микросоциуме.
Характеристика творчества детей 5-6 лет
На каждом этапе развития ребенка происходят значительные изменения не только в плане физического, но и творческого развития. Изобразительная деятельность детей старшей группы имеет свои особенности. Связано это с тем, что дети 5-6 лет окрепли физически, начался процесс окостенения кисти руки, укреп ...
Анализ эффективности реализуемых мероприятий
На контрольном этапе нашего экспериментального исследования мы провели повторную диагностику определения уровня восприятия у детей. Результаты данной диагностики приведены в приложениях 5, 6. В процессе организации психолого-коррекционных занятий мы использовали деятельностный принцип, поэтому в ка ...
Анализ учебной литературы по истории костюма и орнамента
Древнего Египта
Проведенный анализ учебной литературы дает основание сказать - существует большое количество качественной литературы, посвященной Древнему Египту в целом и искусству Древнего Египта в частности. В настоящее время нет недостатка в дополнительной учебной литературе – художественных альбомах, хрестома ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.