Задачи урока:
1. Познакомить учащихся с архитектурными памятниками Минска и их историей.
2. Развивать у учащихся чувство вкуса и восхищения красотой и величественностью архитектурных памятников прошлого.
3. На практике закрепить знания учащихся об архитектурных стилях разных эпох.
Экскурсионный метод: изложение с элементами беседы.
Рекомендации по проведению урока:
Данному уроку-экскурсии желательно посвятить 1,5-2 учебных часа. Урок пройдёт интереснее если группа учеников в количестве 4-5 человек подготовит небольшие сообщения о истории создания культовых сооружений и выступит с этими сообщениями непосредственно при осмотре объектов. Роль учителя, в таком случае, будет сводится к организации экскурсии, рассказе об архитектурных особенностях тех или иных сооружениях, проведении беседы с учащимися после осмотра обьекта. Возможна и такая форма проведения урока, как «виртуальная» экскурсия, которую можно проводить в кабинете истории. При этом, излагать материал учитель должен с опорой на наглядность.
План урока
Сбор группы, вступительное слово учителя (указание темы и задач урока оглашение маршрута, инструктаж)
Слово учителя: Сегодня у нас необычный урок. Нам предстоит посетить несколько культовых памятников, получить знания о их нелёгкой истории, познакомится с особенностями их архитектурных стилей. Начнём мы с обзора Петропавловской церкви, затем проследуем к Кафедральному собору, после чего посетим Иезуитский костёл и завершим экскурсию осмотром Костёла святых Семиона и Елены. Итак, начнём.
1. Петропавловская церковь
Слово учителя (либо выступление одного из учащихся):
Сооруженное в 1611—1613 годах это строение является одним из самых древних в Минске. Связанные с ним события представляют интерес не только для историков и архитекторов, но и для всех жителей Минска, кому дорого прошлое и небезразлично будущее города.
В XVI веке крымский хан сжег Минск, почти все жители были уничтожены или взяты в плен. Но постепенно город вновь заселился людьми. В то время на белорусских землях господствовала католическая церковь, поэтому православных жителей в Минске было немного. Подвергавшиеся притеснениям, они все же создали в городе свою общину и решили построить собственную большую каменную церковь. Здесь же должен был находиться монастырь, русская православная школа, типография для печатания религиозных славянских изданий и больница для бедных. Православная княжна Друцкая-Горская поддержала общину, и в 1611 году для строительства монастыря с церковью подарила городу участок земли недалеко от Свислочи. В следующем, 1612 году минчане начали на этом месте строительство монастыря и соборной церкви. Католическая шляхта, конечно же, не желала строительства в городе православного храма, а тем более монастыря, и, ссылаясь на королевские указы о запрете самовольной постройки церквей, дважды предлагала прекратить работы. Постройка храма велась на пожертвования и с помощью минских православных жителей. В 1613 году монастырский храм был в основном построен, в этом же году здесь поселились монахи, приехавшие из Вильно, и начались ежедневные службы.
Через четыре года при монастыре уже существовала православная школа. Католические священнослужители пытались закрыть церковь и монастырь, а здание передать униатским священнослужителям, враждебным православию. Однако, несмотря на притеснения, монастырь приобретал все большее влияние: в 1613 году сам польский король Владислав IV даровал ему привилегии.
Вопрос к учащимся: Что такое привилегии?
Религиозные войны, бушевавшие в средние века в Европе, иногда приводили верующих к жестоким столкновениям. Еще в 1617 году, после открытия в Минске Петропавловской церковной школы, униатские священники устроили избиение учеников. Два года спустя толпа фанатичных униатов решила разгромить монастырь. Монахи и прибывшие им на помощь местные жители три дня отбивались от разъяренной толпы. В 1734 году толпа польских шляхтичей учинила в церкви погром. После этого монастырь пришел в упадок. К 1787 году в нем жили всего пять монахов, да и православных оставалось в Минске немного. Горожане придерживались в основном католической и униатской веры.
Особенности русского риторического идеала и перспективы его возрождения
Русский риторический идеал восходит к риторическому идеалу сократического типа и имеет одним из своих важнейших источников традицию Платона и Сократа. Неудивительно поэтому, что для отечественного риторического идеала характерны следующие особенности, отличавшие его с древности и присущие ему и сег ...
Педагогическая теория Аристотеля
Будучи учеником Платона, Аристотель рано, однако, разошелся во взглядах со своим учителем, не принял его учения о разделении мира на мир идей и мир вещей. Оставшись на позициях объективного идеализма, он разработал ряд материалистических положений. Аристотель признавал единство мира, неотделимость ...
Технология использования аутентичных материалов при обучении аудированию на
старшем этапе
В силу ряда объективных причин, указанных в первой части данной работы, использование аутентичных материалов на старшем этапе обучения аудированию не только эффективно, но и необходимо. Несмотря на это, использование аутентичных материалов в практической деятельности очень ограничено. Здесь можно в ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.