учащихся в тех случаях,когда объект экскурсии является.опорой гананий по историиЗНет. пожалуйТ ' нм- одной экскурсии, в которой в той или иной мере не сообщались экскурсоводомопосредованные сведения. Например, в музейных экскурсиях по живописи, скульптуре или архитектуре, помимо анализа произведений искусства, экскурсанты воспринимают словесные пояснения экскурсовода об исторической эпохе, биографии мастера и т. п. При наблюдении экспонатов, обнаруженных во время археологических раскопок, они знакомятся с историей находок и работой археологов по их изучению. Однако наиболее широко применяется слово как источник знаний в экскурсиях по памятным местам исторических событий и явлений. |
Рассмотрим способы организации познавательной деятельности учащихся в тех случаях, когда объектом экскурсии являются музейные экспонаты. В музейных экскурсиях по живописи, скульптуре или архитектуре, помимо анализа произведений искусства, экскурсанты воспринимают словесные пояснения экскурсовода об исторической эпохе, биографии мастера и т. п.
Во время таких экскурсий учитель-экскурсовод излагает исторические сведения, которые непосредственно не могут быть восприняты учениками, но обязательно увязаны с наглядными объектами. Данный способ организации познавательной деятельности заключается в том, что, наблюдая внешний облик экспоната, ученики воспринимают связанные с ним исторические сведения о прошедших событиях от экскурсовода в готовом виде. Этот способ имеет различные варианты, существенно меняющие познавательную деятельность учеников.[5, c. 161]
Важное значение при проведении экскурсии в музее играет расстановка группы. На экскурсии необходимо расставить группу так, чтобы учащимся были видны экспонаты и сам экскурсовод. Учитель-экскурсовод должен следить за тем, чтобы, во-первых, все им показываемое смогли бы наблюдать учащиеся, во-вторых, учитель должен видеть не только объект, но и учеников. Такое построение имеет форму полуовала. Наиболее частой ошибкой является образование кольца из участников экскурсии с учителем-экскурсоводом в центре, из которого учителю трудно показывать объект, а ученикам, его обозревать. В таком положении учитель не может видеть многих учащихся, а последние — учителя, из-за чего нарушается контакт между ними. Но если группа будет насчитывать более 40 учащихся, то даже правильная расстановка группы, как правило, не дает положительного результата. Школьники, плохо воспринимающие сообщения учителя и его жесты, будут пытаться занять лучшие места, а убедившись в безнадежности свода попыток, станут осматривать объекты экскурсии самостоятельно. Лучше всего экскурсии проводить о группой, насчитывающей не более 20—25 человек.[3, c. 207]
При правильной организации методики экскурсии школьники учатся наблюдать и осмысливать исторический материал. От экспозиции к экспозиции они увереннее, смелее и активнее отвечают на вопросы учителя. Если при этом вначале ответы учеников будут не совсем точными, неполными и даже порой неверными, то учитель всегда сумеет поправить и дополнить ответы. Важно побудить их к активному восприятию и осмысливанию материала, вызвать у них интерес и активность, создать творческую атмосферу коллективной работы. Только на этой основе возможна на экскурсии продуктивная учебно-воспитательная работа.[11, c. 206]
Игры, актуальные для развития личности дошкольника
Элементы ролевой игры начинают развиваться еще в раннем детстве. В дошкольном возрасте игра складывается в специфическую деятельность, которая имеет сложную структуру. Для дошкольника игра – ведущий вид деятельности, вызывающий в его психике качественные изменения (о которых было упомянуто выше). И ...
Метод сase-study как инновационная образовательная технология
В последние годы большое распространение для совершенствования навыков и получения опыта получает метод активного обучения – кейс - метод(case study), который заключается в накоплении и освоении знаний при переходе от пассивных к активным, от простых ситуаций к сложным, от индивидуальных к интегрир ...
Организационная работа по формированию восприятия сказки детьми дошкольного
возраста
Цель формирующего этапа нашего исследования состояла в формировании уровня восприятия сказки детьми дошкольного возраста путем поиска психолого-педагогических методов и форм использования духовно-нравственного содержания сказки как средства коррекции эмоциональной сферы и социального поведения ребе ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.