На экскурсии прослеживается определенное взаимоотношение показа (анализа) объектов со словом учителя-экскурсовода. С помощью слова учитель не только анализирует объект, побуждает учащихся к его наблюдению, но и сообщает исторические сведения, которые нельзя увидеть в ходе экскурсии. Слово становится важнейшим источником знаний. Сообщение исторических сведений осуществляется с помощью методов изложения и беседы.
В литературе по методике преподавания истории в школе дается характеристика и классификация устного изложения на уроке истории. Главное отличие этих форм изложения от аналогичных, применяемых на экскурсии, состоит в том, что посредством их на экскурсии школьникам сообщаются исторические сведения, непосредственно связанные с объектом. Методом устного изложения подготавливается восприятие экскурсионного материала, обобщаются знания .полученные во время наблюдения объектов на экскурсии.Основными формами рассказа, применяемыми при показе (анализе) объектов на экскурсии, являются: описание, характеристика, объяснение, комментирование, инструктирование.
Форма описания используется при наблюдении учащимися картины окружающей природы, комнат мемориального музея, внешнего вида здания и т. д. В зависимости от темы экскурсии описание либо связано с главной задачей наблюдения, либо используется для воссоздания той среды, в которой происходили исторические события.
Форма характеристики — выяснение наиболее существенных сторон, взятых в их внутренней связи. В экскурсиях по исторической, историко-революционной и военно-исторической тематике часто даются сжатые или развернутые характеристики деятелей исторического прошлого, героев войны. В характеристике выдающегося деятеля истории, культуры, науки перед учащимися предстают внутренний мир и особые черты личности, помогающие уяснить ее роль в той или иной эпохе.
Кроме объяснений и характеристики, используется и другая форма — комментирование. Комментирование — это словесное сопровождение экскурсоводом сведений, указывающих ученикам на особенности прохождения какого-либо процесса.
На экскурсии проводится инструктирование учащихся. При этом экскурсовод дает им рекомендации, направленные на правильное (целенаправленное) наблюдение объекта. Особенность инструктирования состоит в том, что оно непосредственно предшествует наблюдению объектов.
Весьма часто учитель и школьники в ходе экскурсии используют реплику как форму реакции на наблюдаемые события. В репликах учащихся проявляется характер их умственной деятельности, чувств. Переживая те или иные события, учащиеся выражают гнев, радость, осуждение, печаль и т. д. Например, материалы о зверствах и разрушениях, совершенных гитлеровцами, вызывают глубокое чувство гнева, суждения, подводят к осознанию того, что такое фашизм.[6, c. 198]
Разнообразные эмоции, выраженные репликами, при осмотре произведений искусства, показывают учителю не только отношение к осматриваемому, но и тонкость и глубину чувств школьник
Особенности восприятия учениками IV класса художественного текста
Указанные особенности многими деятелями педагогики признаются благодатной почвой для изобретения различных методов их развития у детей, информацию о которых мы нашли в статьях педагогических и психологических журналов и газет, откуда и извлекли. Данный параграф мы посвятим обозначению и раскрытию в ...
Элементы и техника выполнения пейзажа
К основным формам и явлениям природы относятся земля, растительный покров, вода, небо, воздух и свет. Рассмотрим некоторые приемы их воспроизведения в пейзажном жанре. Земля Первоочередная задача рисующего – показать положения земной поверхности в пространстве, ее движение в глубину. Это движение м ...
Влияние гендерных стереотипов на уровень
притязаний
В современной педагогической психологии признается факт того, что в старшем дошкольном возрасте происходят значительные изменения. Важнейшими показателями считается процесс становления детских притязаний. С.С. Степанов определил уровень притязаний как - желаемый уровень самооценки личности; который ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.