Установив нижнюю границу цены на образовательные услуги вуза, можно перейти к установлению цен на конкретные специальности с учетом рентной составляющей. Здесь возможно проведение специальных маркетинговых исследований, предполагающих выявление более или менее точного вида функции спроса абитуриентов в динамике. В идеале сегментация рынка может проводиться не только по специальностям и формам обучения, но и по подпрограммам с установкой индивидуальных цен для всех категорий потребителей.
На практике во многих государственных университетах были реализованы иные подходы, а именно: ректоратом был экспертно оценен и предложен подразделениям первоначальный уровень цен (на основе «ощущаемой ценности»), а затем подразделениям было предложено самим определять желаемый уровень цен и корректировать его в динамике. В результате была создана базовая шкала цен на специальности вуза с нижней, «минимальной» границей на специальности естественно-научных факультетов и верхней границей на специальности юридического и экономического профилей. При этом фактически установленная цена для гуманитарных специальностей превысила базовую цену в 2 и более раз. Таким образом, некоторые факультеты стали «рентополучателями».
Учеными советами вузов были приняты общее решения о распределении «ренты» сначала в пропорции 80:20 в пользу централизованных средств, затем пропорция скорректирована до 70:30. Тем самым общая доля отчислений от коммерческого приема на гуманитарных факультетах оказалась в интервале от 40 до 60 процентов от общей суммы поступлений. В результате факультеты, насчитывающие свыше тысячи коммерческих студентов, превратились в крупных держателей средств. Вузу пришлось разрабатывать внутренний нормативный механизм, регулирующий расходование средств подразделениями.
В процессе использования рассмотренной модели ценообразования выяснилось, что подразделения склонны в основном следовать стратегии осторожного повышения цены, избегая резких скачков. Кроме опасений потерять абитуриентов, подразделения обнаружили в данном поведении достаточно простую логику: если распределение «рентной» составляющей производится не в их пользу, то какой смысл в повышении цены?
Для преодоления сопротивления основных зарабатывающих подразделений в отношении повышения цен ученому совету вуза можно следовать стратегии повышения базовой цены, мотивируя это либо инфляционными процессами, либо необходимостью капитального строительства и соответствующего пересмотра методики расчета и увеличения удельного веса собственных расходов на капитальное строительство и приобретение оборудования. Однако данное предложение оказывается невыгодным менее востребованным факультетам, для которых любое повышение цены напрямую связано с потерей абитуриентов. Таким образом, вопросы ценообразования, напрямую связанные с финансовым благополучием подразделений, требуют также создания процедур согласования и коллективного принятия решений.
Кроме приведенной выше модели ценообразования на образовательные услуги существуют и другие модели расчета цен на данный вид услуг. Приведем альтернативную модель расчета цен на образовательные услуги.
Основными исходными материалами для расчета выступают:
· учебный план образовательной программы;
· нормы времени для расчета объема учебной работы профессорско-преподавательского состава (ППС) - количества академических часов, отводимых на индивидуальные консультации, рецензирование контрольных и курсовых работ и др.;
· ставки почасовой оплаты труда ППС.
Предлагаемый метод предусматривает использование в качестве базы фонда оплаты труда ППС, т.е. остальные статьи калькуляции находятся путем умножения величины этого фонда на некоторые коэффициенты.
Первоначально устанавливается планируемое количество обучаемых в группе УУи средняя почасовая оплата труда ППС (С). Затем на основе учебного плана данной образовательной программы определяется общий объем (V) учебной работы в академических часах, включающий как аудиторные занятия, проводимые с группой или потоком (лекции, семинары, практические и лабораторные занятия), так и индивидуальную работу (контрольные, курсовые и дипломные работы, зачеты, экзамены, консультации и пр.). Количество часов индивидуальной работы пропорционально количеству обучаемых (N).
Участие детей в общественных работах
Помочи. Были такие деревенские работы, которые сплачивали, учили взаимовыручке и поддержке, вызывали к жизни такие человеческие качества, как милосердие, великодушие, отзывчивость, совестливость. К работам такого рода относится оказание помощи соседям, односельчанам, оказавшимся в трудном положении ...
Методологические основы развития внимания у старших школьников в процессе
изучения темы: графический редактор
Развитие внимания старшеклассников в процессе изучения темы осуществляется с помощью определенных средств и методов. Графические редакторы - одни из самых популярных прикладных программ. Их существует огромное множество с разными возможностями, но все они включают в себя необходимый минимум, освобо ...
Педагогические условия использования наблюдения в формировании у старших дошкольников
знаний об аквариумных рыбках
Для эффективного формирования знаний об аквариумных рыбках должны соблюдаться педагогические условия организации и проведения наблюдения: 1.Наблюдение за аквариумными рыбками должны составлять законченную серию и демонстрирование разные аспекты жизни рыбок (питание рыб, забота о потомстве, повадки, ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.