Цель эксперимента: выявить интерес к лепке из соленого теста, технические умения, замысел, способность проявить творчество детей 5-6 лет.
На этапе констатирующего эксперимента были поставлены следующие задачи:
1. проанализировать формирование творчества детей старшей группы;
2. беседа с детьми о лепке дома (создание условий для лепки);
3. наблюдение за деятельностью воспитателя на занятии по лепке с детьми старшей группы;
4. проведение занятия по лепке в старшей группе на тему «Веселые человечки» (лепка предметная) с целью выявления способностей к творчеству у детей.
Для формирования творчества детей посредствам лепки в группе созданы некоторые условия. Анализ условий показал:
- в групповой комнате имеется уголок для лепки, в котором представлен очень однообразный материал и оборудование - пластилин, 3 дощечки, картинки с изображением предметов;
- в приемной группы на кабинках организована выставка детских работ (что находится на уровне глаз взрослого).
В ходе наблюдения, за деятельностью воспитателя на занятии по лепке детей старшей группы, отмечалось:
• расположение столов на занятии было последовательно, друг за другом (как в школе);
• отсутствие эмоционального настроя;
• использование иллюстраций;
• объяснение воспитателем действий деятельности;
• однообразный материал для лепки;
• советы, вопросы, замечания и похвала воспитателя;
• рассматривание и анализ детских работ.
Беседа с детьми о лепке дома показала, что в основном все дети имеют дома только пластилин. Занимаются лепкой очень редко. Исключение составили лишь несколько детей, у которых дома имеется разнообразный материал для лепки, специальные дощечки, стеки, дополнительный материал для декорирования поделок, занимаются лепкой совместно со взрослым (мамой, сестрой, бабушкой). Эти дети проявляли больший интерес в ходе беседы. На занятии присутствовало 15 детей.
Занятие на тему «Веселые человечки » (лепка предметная приложение №1). Цель занятия: выявить на сколько развито творчество детей, умение и навыки самостоятельно решать форму, пропорции и положение предмета в пространстве, способы передачи.
Критерии
В эксперименте применялась диагностика детского творчества, разработанная Тамарой Семеновной Комаровой
Полный набор критериев и показателей можно использовать для более глубокой характеристики уровня овладения детьми изобразительной деятельностью; для более оперативного диагностирования был отобран ограниченный набор критериев и показателей.
Выделенные критерии объединили в две группы: первая применяется при анализе продуктов деятельности, вторая - при анализе процесса деятельности. Обе группы тесно между собой связаны и позволяют охарактеризовать деятельность и ее продукты.
Анализ продукта деятельности.
1. Содержание изображения (полнота изображения образа).
В этом критерии не выделяются показатели уровня. Анализ детских работ представляет собой краткое описание созданного каждым ребенком изображения. В последующих критериях выделяются показатели, позволяющие определить уровень овладения детьми изобразительной деятельностью по разным направлениям.
Основные типологии прозвищ
До сих пор отсутствует единая типология прозвищ. Классификация А.М. Селищева активно использовалась в работах более позднего периода, посвященных той же проблеме. Именно от этой работы часто отталкиваются исследователи, представляя свои группы прозвищ. В основе классификации материал, взятый, в осн ...
Гендерные различия как одно из направлений
социального развития
Все окружающие ребенка люди - родители, воспитательницы, учителя - желают ему только добра. Однако мы не всегда задумываемся о том, что делаем, каковы могут быть отдаленные последствия нашего поведения для ребенка. Чаще всего это происходит в тех случаях, когда мы опираемся на устоявшиеся представл ...
Формирование и развитие связанной речи у детей
Каждому ясно, чем богаче у человека словарный запас, тем полноценнее его устная речь. Однако далеко не все понимают важность той роли, которую словарный запас играет при овладении ребенком грамотным письмом. Эта роль совершенно исключительна, и связана она с тем, что для усвоения и применения многи ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.