Информация о педагогике » Региональный рынок образования » Анализ динамики рынка образовательных услуг Алтайского края

Анализ динамики рынка образовательных услуг Алтайского края

Страница 2

Правильное определение объекта сделки (образовательной услуги как товара) позволяет найти точку отсчета для практической разработки маркетингового процесса. Ключевую роль здесь играет концепция комплекса маркетинга, позволяющая в систематизированном виде представить процесс разработки товара и его доведения до потребителя. В структуре комплекса маркетинга существенную роль играет вопрос определения цены товара. Детально изученные и широко представленные в экономической литературе различные подходы к рыночному ценообразованию создают хорошую теоретическую и методологическую базу для разработки ценовой стратегии конкретного учебного заведения [4].

Если принять утверждение о том, что цена сделки между вузом и гражданином является рыночным феноменом и никак не связана с будущей полезностью специалиста в народном хозяйстве, то объективные основания для определения цены образовательной услуги надо искать в самом образовании. Следуя общей теории маркетинга, можно утверждать, что «если известны три фактора - график потребительского спроса, функция издержек и цены конкурентов, то компания готова к выбору цены товара» [5].

Особенно важную роль на рынке ОУ играют образовательные учреждения: являясь реальными субъектами рынка и непосредственными участниками образовательного процесса, они оказываются в центре всех происходящих изменений и вынуждены к ним адаптироваться. В этом смысле образовательные учреждения находятся в условиях, адекватных тем, в каких функционируют российские предприятия. Все большее число российских предприятий с целью обеспечения гибкого и эффективного функционирования организует свою деятельность в конкурентной среде с использованием принципов маркетинга. Для субъектов образовательной сферы внедрение маркетинговой философии и использование совокупности современных методов управления и эффективного взаимодействия с внешней средой также становится актуальным.

Роли перечисленных факторов в процессе установления цены различны. Информация об издержках полезна для определения нижней границы цены, данные о потребительском спросе позволяют оценить ее максимальное значение, а сведения о ценовой стратегии конкурентов важны для «тонкой настройки» [6].

Представляется, что в качестве нижнего предела цены в общем случае может выступать среднеотраслевая величина издержек, определенная на основе общегосударственных нормативов. При этом на практике в конкретных случаях может иметь место и скрытое использование госбюджетных ресурсов для обучения коммерческих студентов и, следовательно, установление заниженной (демпинговой) цены. Верхний предел цены задается способностью рынка «поглотить» предлагаемое количество товара, что связано с престижностью специальности в данный момент, текущими заработками лиц данной профессии, степенью монополизации рынка и т.д. В частности, для того чтобы «уловить» конкретную величину спроса на образовательные услуги по разным специальностям, вузу необходимо устанавливать разные цены на весьма близкие по затратам программы (к примеру, в большинстве вузов специальность «финансы и кредит» обычно дороже, чем «экономическая теория»). В результате в цене образовательных услуг всегда будет весьма значительна «рентная» составляющая.

Одной из наиболее заметных тенденций последних лет стал беспрецедентный рост количества обучающихся в высших учебных заведениях, что обусловлено не только изменением отношения к высшему образованию и расширением предложения ОУ государственными вузами, но и увеличением числа негосударственных высших учебных заведений. В последнее десятилетие оно выросло до 334 (при 580 государственных). Правда, число обучающихся в рамках негосударственной системы составляет только 7%. Динамика структурных сдвигов, связанных с появлением системы негосударственных вузов, представлена в табл. 1.

Таблица 1 - Структурные сдвиги в системе высшего образования России

1996-2000 гг.

2001-2002 гг.

% от общего числа

2002-2003 гг.

% от общего числа

Число вузов, всего

535

817

914

В т. ч. государственных негосударственных

535

573 244

70,1 29,9

580 334

63,5 36,5

Число студентов, всего, тыс. чел.

2638

2965

3598

В т.ч. в государственных в негосударственных

2638

2802 163

94,5

5,5

3347 251

93

7

Число студентов на 10000 чел. населения

178

202

247

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новые статьи:

Задачи развития эстетического восприятия пейзажной лирики с детьми разного возраста
Где вводные строчки Средний возраст В средней группе детей впервые знакомят с пейзажем, как жанром живописи. Задачи: Развивать у детей интерес к пейзажной живописи. Желание ее внимательно рассматривать. Вызвать эмоциональный отклик на красоту и настроение пейзажной картины, радость и удовлетворение ...

Опытная педагогическая работа
Экспериментального исследование проводилось на базе средней школы Республики Дагестан Целью опытно-экспериментальной работы изучение знаний о культурных традициях, влияющих на формирование личности школьника. На первом – констатирующем этапе осуществлялся предварительный мониторинг возможностей нач ...

Лабораторные работы с использованием ИКТ
Существует множество средств обучения математике в современном мире. Одним из популярных и эффективных является использование информационных технологий на уроках математики. Наглядность в обучении играют важную роль, а использование компьютера прекрасно демонстрирует ученикам и свойства графиков фу ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru