Цель
работы
: теоретически обосновать и экспериментально доказать влияние применения комплекса практических заданий в курсе основ безопасности жизнедеятельности на уровень знаний и эмоционального отношения к учебной деятельности.
Объект
: процесс обучения школьников ОБЖ с применением комплекса практических заданий.
Предмет
:
Роль практических заданий при обучении школьников «Основам безопасности жизнедеятельности».
Гипотеза
: Если на уроках основ безопасности жизнедеятельности использовать специальный комплекс практических заданий, то повышается уровень знаний и формируется положительное эмоциональное отношение к учебной деятельности.
В соответствии с поставленной целью в работе выдвигаются следующие задачи
:
1. На основе теоретической литературы произвести анализ по проблеме использования практических заданий на уроках ОБЖ;
2. Разработать комплекс уроков с применением практических заданий;
3. Провести педагогический эксперимент;
4. Провести анализ и статистическую обработку результатов исследования.
Методики исследования:
Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы (приложение 1,2,3).
Предлагаемый метод диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению основан на опроснике Ч.Д. Спилбергера, направленном на изучение уровней познавательной активности, тревожности и гнева как актуальных состояний и как свойств личности.
Назначение теста:
Опросник позволяет выявить уровень познавательной активности, тревожность и гнев как наличное состояние. Методика является модификацией опросника Ч.Д. Спилбергера адаптированной А.Д. Андреевой в 1988 году.
Под познавательной активностью здесь понимается присущая человеку любознательность (в отличие от любопытства на уровне восприятия), непосредственный интерес к окружающему миру, активизирующие познавательную деятельность субъекта. Гнев и тревога - эмоции, зависящие от иерархически организованных структур мозга, они усиливают действие эмоциогенных стимулов, и это усиление внешне проявляется в виде затрудненного приспособления субъекта к жизненно значимым ситуациям.
Экспериментальный материал: бланк методики, инструкция и задание (приложение 3).
Порядок проведения:
Методика проводится фронтально — с целым классом или группой учащихся. После раздачи бланков школьникам предлагается прочесть инструкцию, затем учитель должен ответить на все задаваемые ими вопросы. Следует проверить, как каждый из учащихся выполнил задание, точно ли понял инструкцию, вновь ответить на вопросы. После этого учащиеся работают самостоятельно, и учитель ни на какие вопросы не отвечает. Заполнение шкалы вместе с чтением инструкции — 10—15 мин.
Описание теста:
В опроснике объединены шкалы познавательной активности, тревожности и негативных эмоциональных переживаний,
характеризующие состояния человека в конкретный момент. В соответствии с задачей диагностики эмоционального отношения к учению опросник отражает состояние учащихся на уроке, в ходе учебной работы в классе. Эта методика позволяет определить, каким образом процесс учения влияет на особенности эмоциональных переживаний школьника. Кроме того, опросник может быть использован для изучения эмоционального отношения учащихся к тому или иному учебному предмету.
Опросник наиболее целесообразно использовать в ходе индивидуальной работы с ребенком, испытывающим трудности в освоении определенного учебного материала
Ключ к тесту:
Тревожность: 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19, 22, 25, 28.
Познавательная активность: 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20, 23, 26, 29.
Негативные эмоциональные переживания: 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24, 27, 30.
При ответе испытуемые пользуются четырехбалльной шкалой оценок: «Почти никогда» (1 балл), «Иногда» (2 балла), «Часто» (3 балла), «Почти всегда» (4 балла).
Обработка результатов: Шкалы познавательной активности, тревожности и негативных эмоций, входящие в опросник, состоят из 10 пунктов, расположенных в определенном порядке.
Некоторые из пунктов опросника сформулированы таким образом, что оценка «4» отражает высокий уровень тревожности, познавательной активности или негативных эмоциональных переживаний (например, «Я сержусь»). Другие (например, «Я спокоен», «Мне скучно») сформулированы таким образом, что высокая оценка выражает отсутствие тревожности или познавательной активности; в шкалах негативных эмоциональных переживаний подобных пунктов нет. Балльные веса для пунктов шкал, в которых высокая оценка выражает наличие высокого уровня эмоции, подсчитываются в соответствии с тем, как они отмечены на бланке. Для пунктов шкал, в которых высокая оценка отражает отсутствие эмоции, веса считаются в обратном порядке:
• на бланке отмечено 1, 2, 3, 4.
• вес для подсчета: 4, 3, 2,1.
Такими пунктами являются:
По шкале тревожности: 1,7, 19, 25.
По шкале познавательной активности: 23, 29.
Психологический анализ урока в деятельности педагога
Педагогическая деятельность, как известно, может осуществляться в разных формах, среди которых особое место занимает урок (занятие) - основная организационная единица процесса обучения, где проходит совместная деятельность учителя и учащихся. Анализ урока является одним из важных способов осознания ...
План-конспект урока-экскурсии «Культовые памятники
Минска»
Задачи урока: 1. Познакомить учащихся с архитектурными памятниками Минска и их историей. 2. Развивать у учащихся чувство вкуса и восхищения красотой и величественностью архитектурных памятников прошлого. 3. На практике закрепить знания учащихся об архитектурных стилях разных эпох. Экскурсионный мет ...
Активные методы в преподавании
Говоря об активных методах в преподавании, прежде всего, имеют в виду новые формы, методы и средства обучения, получившие название активных: проблемные лекции, семинары-дискуссии, разбор конкретных педагогических ситуаций, деловые игры, методы математического моделирования. Сюда же включают комплек ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.