Народное Образование в том смысле, как оно понимается в наше время, возникает в России только в царствование Екатерины II. Цифирные или арифметические школы, созданные на короткое время по указу Петра I от 1714 года имели узкопрактическое значение и не имели характера общеобразовательных школ. Не отличались таким характером и школы самого старого типа — церковные и монастырские, где все обучение сводилось к умению читать, по церковно-славянски, изучению молитв и избранных мест из псалтыря. У этих духовных школ также была своя специальная довольно узкая цель.
В 1775 году были учреждены приказы общественного призрения, на которые были возложены "попечение и надзор об установлении и прочном основании народных школ". Школы предполагалось открывать не только в городах, но и в многолюдных населениях.
Правильно организованная народная школа появилась только после учреждения комиссии народных училищ от 7 сентября 1782 года, созданная по указанию Екатерины II. По учебному плану, принятому комиссией, все народные училища разделялись на 3 разряда, малые - с 2 классами, средние - с 3 классами и главные - с 4 классами и 5 годами обучения.
В малых училищах предполагалось обучать Закону Божью, чтению, письму, началам грамматики, рисованию, арифметике и читать книгу “ О должностях человека и гражданина "
В средних училищах первые 2 класса составляли малое училище, а в 3-ем преподавались: пространный катехизис, священная история, христианское нравоученье и т. д.
В главных училищах дополнительно вводились геометрия, архитектура, механика, физика, натуральная история и немецкий язык. Граф П.В. Завадовский, как председатель комиссии народных, а затем первый министр народного просвещения (в 1802 - 1810 годах) был главным администратором возникавших в России училищ. В апреле 1786 г вышел указ Екатерины II об открытии главных народных училищ в 25 губерниях. 5 августа 1786 г был издан устав народных училищ, в основе которого лежало признание народного образования делом государственным.
В царствование Павла I дело Народного Образования утихло, хотя никаким гонениям не подвергалось. Деятельность государства по народному образованию оживляется при Александре I. В 1802 году комиссия народных училищ преобразована в Министерство Народного Просвещения, а в 1803 году – Главное Правление Училищ.
5 ноября 1804 года был издан Устав Учебных Заведений, подведомственных университету, по которому впервые в России создавалась сеть учебных заведении носящих всесословный характер:
1) училища приходские, заменившие Екатерининские малые;
2) уездные, которые должны были быть в каждом уездном городе;
3) губернские или гимназии (бывшие главные народные училища);
4) университеты.
25 июня 1835 года было издано новое положение об учебных округах, сущность которого заключалась в передаче всех обязанностей по управлению учебными заведениями в руки попечителя учебного округа, а университеты стали чисто учебными заведениями.
Реформа коснулась на этот раз больше средних, а не низших училищ и выразилась главным образом в усилении централизации управления училищами. Пока действовал третий устав 1828 года на помощь Министерству Народного Просвещения в деле распространения народного образования пришли другие ведомства: духовное со своими церковно-приходскими школами, Министерство Императорского Двора и уделов. Министерство Государственных Имуществ. В руках этих четырех ведомств распространение народного образования пошло успешнее, однако развитие народного образования и в это время (до конца 60-х годов) не имеет того интенсивного характера, как в последующий земский период.
Анализ результатов констатирующего эксперимента
1. Первое задание Отметим особенности, которые возникли у детей при выполнении данного задания: составление фраз-высказываний подменяется простым перечислением изображаемых действий. В большинстве случаев для составления фразы требуется дополнительный вопрос, указывающий на выполняемое действие. Ха ...
Работа по ознакомлению дошкольника с художественной литературой как
средством развития театрализованной игры
Анализ психолого-педагогической литературы позволил установить, что театрализованная игра дошкольника способствует развитию психических процессов и различных качеств личности – самостоятельности, инициативности, эмоционального мира и воображения. Так же этот вид игры оказывает большое влияние и на ...
Семейная дезадаптация и негативные социальные факторы, способствующие ранней
наркотизации детей из социально-неблагополучных семей
Ключевым условием для оптимального социального развития ребенка является семья. Конвенция ОНН о правах ребенка (1989) «признает важность семьи как первичной социальной группы и естественной обстановки для роста и благополучия детей». Мировое сообщество определяет, это не столько право родителей над ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.