Динамику системы высшего образования в последнее десятилетие отличают, с одной стороны, заметный рост и значительные достижения, а с другой - накопление и обострение множества проблем. Развитие альтернативных форм образования, отказ от обязательной системы распределения выпускников и недостаточное бюджетное финансирование ослабили регулирующую роль государства в сфере высшего образования. Назрела объективная потребность в совершенствовании системы государственного управления образованием, адаптированной к изменившимся (рыночным) отношениям между производителями образовательных услуг (ОУ), их носителями (выпускниками) и потребителями.
В условиях рыночной экономики высшее образование превращается в отрасль народного хозяйства и регулируется общими законами спроса и предложения, хотя и с известной спецификой, обусловленной как характером предоставляемой услуги, так и высокой степенью вмешательства государства в рыночные процессы в данной сфере. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» государственные образовательные учреждения вправе вести обучение на коммерческой основе по договорам с юридическими и физическими лицами. При этом вопрос определения стоимости услуги отнесен к взаимному соглашению сторон [1].
На практике это означает, что вузы самостоятельно определяют цены на свои образовательные программы, руководствуясь собственными расчетами экономической эффективности и исходя из платежеспособности населения региона. Действуя таким образом, вузы выступают как рядовые субъекты экономической системы рыночного типа, решающие вполне стандартную задачу ценообразования на свой продукт.
Анализ ценообразования на любой товар обычно начинается с изучения специфики рынка данного товара. В экономической литературе, а также некоторых нормативных документах, относящихся к развитию рыночных процессов в сфере высшего образования, автору приходилось встречать различные трактовки предмета и сторон рыночной сделки в рассматриваемой сфере. Например, А.А. Браверманом было выдвинуто утверждение, что «субъектами рыночных отношений здесь выступают вузы . и предприятия, являющиеся потребителями молодых специалистов» [2]. По сути дела, аналогичной точки зрения придерживались и разработчики первого нормативного акта в области платного образования в Российской Федерации [3].
Данная точка зрения, вероятно, восходит еще к теории планового хозяйства и хозяйственного расчета. Согласно представлениям того времени вся работа системы высшего образования производится, по сути, в кредит, а цена товара «молодой специалист» должна определяться в отрасли его потребления, например в промышленности. Поэтому промышленные предприятия должны оплачивать системе высшего образования расходы по подготовке молодых специалистов.
Разумеется, в таких условиях вуз должен предлагать студенту как реальному потребителю вполне качественный и полноценный товар, а именно современную образовательную программу и диплом о получении перспективной специальности. Для повышения привлекательности и актуальности своих образовательных программ вуз должен проводить, в частности, мониторинг рынка труда, поддерживать связи с промышленностью и другими потенциальными работодателями. Здесь может образоваться вторичный рынок, а именно рынок служб трудоустройства и кадровых агентств. Однако главной целью взаимодействия с предприятиями для вуза все равно остается разработка привлекательного предложения на первичном рынке - рынке образовательных услуг.
В действительности развитие системы платного образования пошло по пути создания рынка образовательных услуг не на «выходе» системы (т.е. между вузом и предприятием), а на «входе» (т.е. между абитуриентом и его родителями, с одной стороны, и вузом, с другой стороны). Иначе говоря, акты купли-продажи в данной сфере в реальности происходят не между вузом и предприятием по поводу приобретения «молодого специалиста как товара», а между вузом и гражданином по поводу получения последним образовательной услуги как товара. Даже в том случае, когда предприятие выступает спонсором и оплачивает обучение студента по контракту, реальным товаром является именно образовательная услуга, а не сам будущий специалист. Ориентируясь на имеющуюся информацию о престижности разного рода профессий, а также исходя из собственных предпочтений и интересов, абитуриенты и их родители платят за образование как мечту о лучшем будущем и надежду на получение перспективной специальности.
Содержание работы по формированию фонетических навыков у младших школьников
В английском языке содержание работы по формированию фонетических навыков составляют звуки, звукосочетания, интонационные модели и единицы речи: фразы, в частности разные коммуникативные типы предложения и связный текст (лингвистический компонент содержания обучения произношению), а также конкретны ...
Правила к отбору произведений живописи и поэтического слова
Практика показывает: от отбора произведений зависит успех художественного восприятия детей, введение их в мир большого искусства. То, о чем расскажет художник на полотне и с чем впервые соприкоснется дошкольник, что откроет перед его взором, чему удивится и чем восхитится он – все это станет осново ...
Исследование и моделирование культурологического образа на третьей стадии
культурологической драматизации
В Этнокультурном и Кросскультурном социумах колледжа и университета освоение культурологического образа аутентичного текста идет уже через исследование и моделирование. Здесь рассказать историю означает создать общность. Будет ли история рассказана средствами кино, драматургии, живописи или простог ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.