Следует сказать, что отечественная философско-педагогическая мысль второй половины XIX - начала XX вв., следуя традиции, заложенной еще в 60-е годы, рассматривала задачу формирования личности учащегося в качестве приоритетной. Деятельность учителя по развитию нравственных характеристик личности ученика считалась более важной, чем деятельность по развитию его интеллектуальных способностей. Утверждалось, что разработка научных основ нравственного воспитания не должна отставать от разработки научных основ обучения. "Воспитать в человеке нравственные стремления… - писал К.Н. Вентцель, - самое трудное и вместе с тем, самое важное дело в области воспитания. И между тем нигде не сделано так мало и в смысле теоретического изучения, и в смысле практического применения, как в области нравственного воспитания. " [3, с. 1]
Такое понимание главной задачи учебного процесса диктовало ученым, педагогам первоочередное требование - разработать теоретические основы нравственного воспитания. Констатируя недостаточную теоретическую разработанность основ нравственного формирования личности, ученые основную причину этого явления связывали со сложностью самого объекта изучения.
Определяя сущность нравственности и решая вопрос о целях и задачах нравственного воспитания, ученые исходили из того, что поскольку человек живет в обществе, то и наиболее полно реализовать свой жизненный потенциал он может только в нем. Из этого следует, утверждали они, что существует объективная необходимость формирования общественной, а не эгоистической направленности каждой личности. Это означает, что стремление человека к общему благу, его любовь к ближнему должны выступать в качестве критериев оценки нравственного развития личности. Поэтому главная задача нравственного воспитания - научить ребенка устанавливать правильную иерархию нравственных устремлений, осознавать цели своих действий, направлять их на установление гармонии между личным и общественным.
В деле нравственного воспитания учащихся, считали отечественные теоретики педагогики, определяющую роль играет не столько правильно организованная деятельность учителя, сколько его личностные качества. "Личность учителя в обстановке обучения занимает первое место, - утверждал П.Ф. Каптерев. - Те или другие свойства его могут повышать или понижать воспитательное влияние обучения" [4, с. 595] Одним из таких свойств, согласно мнению отечественных педагогов, выступает постоянное самосовершенствование, работа учителя над собственным развитием. "Нет ничего хуже учителя, пришедшего к несчастной мысли, что он сам достаточно уже учен и развит .что отныне его задача просвещать только других, а не самого себя, - подчеркивал П.Ф. Каптерев. - Между таким учителем и учениками неизбежно разрывается та невидимая, духовная связь, которая в истинной, настоящей школе соединяет их воедино, сродняет и сдружает их, - потребность развития и работа над своим образованием" [4, с. 600] Здесь я оговорюсь, что этой же мысли придерживался и Лев Николаевич, уделяя ей одно из первоочередных мест в своих педагогических взглядах.
С середины Х1Х века психологи стали чаще пользоваться в исследованиях экспериментом. При этом они вычленяли одну их психических функций, получая относительно ее объективные результаты. Толстой тоже пользовался экспериментом, сравнивая эффективность различных способов обучения. Но педагог в своей практической деятельности имеет дело не с какой-либо одной изолированной функцией, а с формирующейся личностью - учеником. Учителю и воспитателю необходимо иметь о нем целостное представление. Главным для Толстого был метод многостороннего, в том числе социологического и психологического анализа. В этом одна из замечательных особенностей изучения Толстым ребенка как предмета воспитания.
Изучение уровня развития словесно-логического и абстрактного мышления у
детей с умеренной умственной отсталостью
Экспериментальное изучение мышления младших школьников проведено на базе кабинета психолого-педагогической коррекции Павлодарского района. В эксперименте приняли участие 12 детей младшего школьного возраста. Нами были исследованы следующие параметры: схематического мышления посредством теста Когана ...
Система работы учителя по подготовке учащихся к успешной сдаче ЕГЭ в
современных условиях
С введением новой процедуры аттестации и проведения конкурсного экзамена в ВУЗ перед учителем старших классов стоит важная задача подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ при условии существования итоговой аттестации за курс основной школы и текущего контроля в другой форме. При этом их нужно не «натаскиват ...
Проблемы обеспечения качества подготовки
В настоящем небольшом подразделе кратко подведены итоги обсуждения, предпринятого в предыдущем подразделе, под углом зрения обеспечения качества учебного процесса и его результатов. Все меры, предполагаемые Болонским процессом, своей сверхзадачей имеют именно повышение качества подготовки, должны в ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.