«Как восхитительно! Сколько вымысла, творчества, выдумки. Очень покорила выставка. Спасибо большое участвующим в выставке и работникам детской библиотеки».
«Осмотрев, думаешь: как же изобретателен человек! Из всяких простых предметов – удивительные изделия и неожиданные композиций. Не выделяя кого-то отдельно, хочется сказать: как талантливы наши дети. А отсюда следует – у нас есть будущее!».
Рядом с изделиями читателей экспонируется специальная литература, способная дать необходимую информацию, пробудить творческое мышление детей и вдохновить их на создание оригинальных и интересных произведений.
Благодаря спонсорской помощи главного редактора газеты «Заповедные острова» Е.В. Богданова, библиотека пополняется эколого-краеведческой литературой. В работе с детьми используются богатые краеведческие видеоматериалы Г.М. Дубино. Не смотря на имеющийся опыт работы сотрудники детской библиотеки являются постоянными участниками практических семинаров по природоохранному просвещению и экологическому образованию [ Приложение 9].
Семинары проводятся Национальным парком «Смоленское Поозерье». Проводимые в рамках семинаров мониторинги, необходимые для работы методические пособия, способствуют повышению уровня экологического образования сотрудников библиотеки.
В арсенал современного краеведения, кроме универсальных, традиционных форм работы, библиотечная практика создала ряд таких мероприятий, которые предусматривают культурологический, содержательный анализ деятельности. К ним относятся, такие краеведческие мероприятия, которые способствуют, прежде всего, сохранению и воспроизводству социальной памяти, в частности бытовой и обрядовой. И это еще одна проверенная практикой мысль. Обряды и ритуалы действительно воспитывают чувства, так как ориентированы на них, а также тренируют чувства, не давая им атрофироваться, становится примитивными. В настоящий момент, мы остались, казалось бы, вовсе без обрядов и ритуалов: старые забыты, новых нет. Но тяга к ним существует. Мы сейчас наблюдаем возврат интереса к обрядности. Каждому библиотекарю знакомы толпы читателей осаждающих библиотеку в поисках материалов к Новому Году, Рождеству, Дню матери и т.д.
Возрожденная форма «посиделок», проводимых в детской библиотеке г. Демидова, вызывает небывалый интерес, как у детей, так и у взрослых. «Посиделки» знакомят с народными традициями и обрядами. Тематика их разнообразна. Одной из удачных творческих задумок стали так называемые «Бабушкины Посиделки»: - «Что пела бабушка за прялкой» (знакомство со старинными песнями - колыбельными, свадебными); «У бабушки в сундуке» (об одежде, которую носили в старом Поречье), «Во что играл прадедушка» (день забытых игр и игрушек). Следует отметить, что ребята легко и с большим удовольствием включаются в фольклорные игры.
В 2008 году отмечалось 285-летие со дня открытия пристани в Поречье, и, хотя она уже давно не существует, детская библиотека познакомила детей с историей пристани, историей самого города, с ярмарками старого Поречья. Как это все происходило было показано в театрализованной постановке «Как на пристани гулянье», были там и Петрушка, и скоморохи и купцы и выставка поделок из природного материала.
Именно библиотекари, вспоминают старые и творят новые обряды, вспоминая суть русского характера, творят на основе поэзии, песен, прекрасной литературы, а это в свою очередь, дает возможность воспитывать у детей чувство патриотизма и отношения к своей культуре и своему языку как к национально-культурным ценностям.
Воспроизводство культурной памяти народа, в том числе и бытовой, подчас осуществляется в формах как будто бы далеких от библиотечных реалий. Например, Библиотека находится в тесном сотрудничестве с творческим объединением народных умельцев, мастеров города и района «Золотой птах», созданного для обучения детей и молодежи традиционным художественным промыслам: ковроткачеству, гончарному мастерству, флористике, резьбе по дереву, плетению из лозы. Сотрудники библиотеки организовывают выставки-встречи с местными умельцами, владеющими секретами мастерства. Творческие встречи воспроизводят лучшие культурные, в том числе национальные традиции, воссоздавая с помощью более ярких, образных, а потому легче усваиваемых форм так называемую эмоциональную память народа. Историческое прошлое как бы приближается к осознанию детей, становится для них реальной действительностью. После проводимых выставок многие из ребят с удовольствием берут уроки мастерства и занимаются в кружках местных мастеров.
Психолого – педагогический механизм формирования знаний о животных у детей старшего
дошкольного возраста
В развитии личности ребенка дошкольного возраста важное место занимают знания. При отборе содержания знаний следует учитывать, что знание лежит в основе развития мышления, но и в основе отношений к действительности, к окружающему миру. Одним из направлений таких знаний, при освоении, которых в един ...
Особенности развития связной речи в дошкольном возрасте
Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми. В подготовительном периоде развития речи, на первом году жизни, в процессе непосредственно-эмоционального общения со взрослыми закладываются о ...
История народного образования в России да начала ХХ века
Народное Образование в том смысле, как оно понимается в наше время, возникает в России только в царствование Екатерины II. Цифирные или арифметические школы, созданные на короткое время по указу Петра I от 1714 года имели узкопрактическое значение и не имели характера общеобразовательных школ. Не о ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.