Таким образом, библиотека ищет оптимизацию путей использования эколого - краеведческой литературы в патриотическом воспитании детей.
Для того, что бы более системно и эффективно воздействовать на чувства и воображения ребенка, с помощью экологических знаний в библиотеке создан эколого-краеведческий клуб «ЭКО-ДО». «ЭКО-ДО» - означает «Экологический Путь». Слово «Путь» употребляется здесь в том значении, которое оно имеет в восточных культурно-философских течениях: «ДО» - это Путь к истине, Путь к совершенству, Путь к гармонии с Миром Природы.
Организационно-методической основой в работе клуба явилась разработка экологической игровой системы. В комплекс игр были включены те, которые затрагивают эмоциональное, познавательное и поступочное (поступок) отношение к природе.
Занимаясь формированием экологической культуры, сотрудники библиотеки делают акцент на краеведческом компоненте этой деятельности, пытаясь тем самым раскрыть перед детьми своеобразие родной земли, ее природных территорий, исторических мест и памятников культуры. На территории района 109 архитектурных памятников: стоянки, селища древних людей, курганы, городища [24].
На протяжении многих лет библиотека поддерживает тесную связь с Национальным парком «Смоленское Поозерье», что дает возможность привлечь к сотрудничеству специалистов (экологов, биологов, лесничих), а также в организации совместных мероприятий. Детская библиотека совместно с Национальным парком «Смоленское Поозерье» провела творческие конкурсы для детей района: конкурс рисунка «Приоткроем тайны леса», экологический конкурс «Мое любимое Поозерье», «Праздник друзей природы» - для детей 7 - 12 лет; игра – экскурсия «Мира не узнаешь, не зная края своего»; конкурс плакатов «Земля в наследство»; фотовыставка «Ее Величество Природа»; литературный конкурс сказок о природе «Сказки лесовичков». Лучшие из которых были опубликованы в местной газете «Поречанка» [59, с.3].
В 2009 году прошли заседания клуба, посвященные природе нашего края: «Птицы наших лесов», «В Зеленом царстве – Лесном государстве» (о растительном мире Поозерье), «В Голубом царстве – Озерном государстве» (о уникальных озерах края). На этих занятиях ребята не просто знакомятся с миром природы, но и учатся любить и беречь родную землю. В 2009 году участники клуба принимали участие в экологических конкурсах «Зеленая планета», «Марш парков». За участие в детских творческих конкурсах «Я природой живу и дышу!», проводившихся в рамках международной природоохранной акции «Марш парков – 2009» Национальный парк «Смоленское Поозерье» выразил благодарность клубу «ЭКО-ДО» Детской библиотеки г. Демидова [Приложение 7].
Так в соприкосновении с природой формируется любовь к родному краю, получают развитие познавательные интересы детей, их нравственные чувства. Характерно, что природа в деятельности детей выступает разносторонне, требуя проявления соответствующих разносторонних способностей; так она оказывается объектом заботы и труда, когда они преобразуют ее; объектом и предметом целенаправленного познания, когда они изучают ее закономерности; реальным пространством, где протекает деятельность; окружающей средой – в занятиях спортом, путешествиях; объектом и пред- метом художественном изображения – в процессе творческого воссоздания ее образов в самодеятельном искусстве.
Традиционным стало проведение в детской библиотеке ежегодных творческих выставок из природного материала: «Чудо-руки, чудо-штуки» [Приложение 8], «Не боги горшки обжигают», «Как на пристани гулянье» и др., которые способствуют не только развитию творческих способностей детей, но и устойчивому интересу к родной земле, труду. Подобные выставки вызывают огромный интерес у жителей и гостей всего города. В книге отзывов библиотеки можно прочитать следующие слова:
Проблемы внедрения инноваций в современной школе
В ряду глобальных проблем, возможно, наиболее серьезная – проблема образования в целом. Его цели, содержание и методы, технологии как бы теряют привычную устойчивость. [2] Если до нашей эпохи наука была озабочена приумножением и накоплением знания, то сегодня она в значительной степени сосредоточив ...
Специфика системы ученического самоуправления
Система ученического самоуправления – непрерывная развивающаяся целостность, представляющая собой систему взаимной деятельности всех его подразделений, в которой, с одной стороны, складываются отношения сотрудничества и взаимодействия, а с другой – каждый орган коллектива действует самостоятельно. ...
Возрастные особенности эмоционально-ценностного
компонента у младших школьников
Возрастное развитие человека - это непрерывный процесс самоизменения, каждый этап которого связан с ведущим видом деятельности, проходит в определенной социальной ситуации развития и характеризуется появлением новых психических новообразований и изменением личности. Динамика перехода от одного возр ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.