Мы разработали примерный план урока. Методики, необходимые для проведения данного спецкурса представлены в приложении.
Первое занятие
Тема 1. Введение в проблему профессионального развития.
Цель: знакомство участников группы; введение в проблему профессионального развития.
Задачи:
1. Создать благоприятные условия для работы группы.
2. Познакомить учащихся с правилами ведения группы.
3. Начать освоение приемов самодиагностики.
Методики: «Знакомство», «Дифференциально-диагностический опросник» (Е.А.Климов)
Необходимое оборудование: тетради для записей и выполнения заданий, ручки.
Ход занятия.
Вступление (10-15 мин.)
Вступление посвящено ознакомлению участников группы с принципами организации подобных групп и правилами их ведения.
Задача вступления: добиться возникновения у участников группы формирования начал мотивации на работу по самопознанию и на активное участие в ней.
«Первый вопрос, который, наверное, возник у многих из вас, - почему мы с вами расположились не за столами, а по кругу. Дело в том, что только находясь лицом друг к другу, имея возможность видеть каждого, мы сможем серьезно, обстоятельно разобраться в проблемах, которые будет обсуждать. В этом случае каждый будет чувствовать себя равноправным членом нашего круга. Чаще всего люди, особенно подростки и юноши, принимают крайние роил – подчиняющихся или повелевающих. К этому их вынуждает положение.
Наш круг, его члены, дадут вам возможность понять, какое каждый из вас в равном общении. Таким образом, постепенно у нас возникнет как бы модель взрослого общества, в которое вы очень скоро вступите. Вы и сейчас являетесь членами разных групп – своей дружеской компании, кружка или секции, где занимаетесь. В каждой группе вы ведете себя по-разному: в одной из них вас принимают, вы нужны другим, в другой вы находитесь в роли подчиненного, в третьей вовсе не интересуются вами как человеком, а лишь требуют от вас знаний и т.д. В силу своего малого опыта вы часто не в состоянии понять, почему, по каким причинам вас принимают в одном кругу и отвергают в другом. А понять это необходимо, чтобы уметь выстраивать свои отношения с другими людьми. Дело в том, что на протяжении всей жизни вы всегда будете членом какой-либо группы.
Человек формируется, развивается и живет в обществе. Вне общества развитие невозможно. Даже учащиеся могут развиваться либо посредством чтения книг (ранее созданных обществом), либо познавая окружающий мир теми способами, которые они усвоили в детстве, опять-таки среди других людей. Но при этом личностью обычно считается человек, не утративший собственной индивидуальности и неповторимости. Нащупать баланс между общественным и личным сознанием непросто. Наш круг, в котором все отношения будут более открыты и сконцентрированы, даст вам такую возможность. Не для всех понимание себя как члена общества окажется радостным, но польза будет для каждого – оно даст четкое и ясное направление для самосовершенствования. Моя задача как ведущего – дать вам способы развития себя.
Наша группа небольшая, поэтому вы сможете услышать и понять каждого и получить мнение о себе (или, как мы говорим, обратную связь) от всех. Иногда обсуждение может показаться немного затянувшимся, но только такое неспешное общение поможет нам понять себя и других. Круг – редкая для современного человека возможность неторопливого общения, в котором вы сможете воспринять себя в разных ситуациях, понять свои отношения с другими и к самому себе, приобрести активный опыт поведения в обществе и смоделировать некоторые ситуации, которые могут возникнуть в вашей жизни.
Мыслительные операции и процессы мышления
Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой. Соответственно, мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, абстракции, обобщения и конкретизации. Все эти операции являются различными сторонами ...
Понятие «народное образование» и его значение в России
Народному образованию или народному просвещению в энциклопедическом словаре дается следующие определение – это система воспитательных, учебных и культурно-образовательных учреждений и мероприятий и органов управления ими в стране. По структуре и целям имеет исторически конкретный характер, зависит ...
Историко-педагогическая динамика процесса взаимодействия физики как учебной
дисциплины и технического образования в СССР
В современных теоретических и поисковых исследованиях в области методики преподавания физики для инженерных специальностей очевиден дефицит историко-педагогического знания. Это отрицательно сказывается на основательности и надежности, разрабатываемых сегодня идей и предложений педагогических наук, ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.