Работа по ремонту автомашин, несмотря на ручной характер труда, предполагает развитую мыслительную деятельность, для эффективности работы.
Работа мастера по лесному хозяйству – это высококвалифицированный труд, требующий большого объема знаний и навыков.
Спецкурс «Я и профессия» поможет учащимся развить в себе качества, необходимые в профессиональной деятельности и соответствующие профессии 37.3 «Мастер по лесному хозяйству» типа «Человек – природа».
Учебно-тематический план
№ п/п |
Тема |
Содержание темы |
Кол-во часов |
1. |
Введение в проблему профессионального становления личности |
Знакомство участников группы. Правила ведения группы, принципы организации. Определение соответствия интересов учащихся требованиям профессии типа «Человек – природа». Методики: 1. Знакомство. 2. Дифференциально-диагностический опросник. |
4 |
2. |
Взаимоотношение типов темперамента и характера |
Общие понятия о характере человека. Типы темперамента. Связь темперамента и характера. Выразительные признаки характера. Методики: 1. Самооценка структуры темперамента. 2. Самооценка характера. 3. Личностный опросник для подростков Г.Ю.Айзенка. |
4 |
3. |
Определение слабых и сильных сторон характера учащихся |
Определение собственных сильных сторон и внутренних барьеров. Формирование привычки думать о себе положительно и анализировать свои недостатки. Проведение самоанализа. Психологическая поддержка с опорой на сильные стороны характера. Подведение итогов (над чем еще нужно работать). Методики: 1. Отверженный. 2. Мои слабые стороны. 3. Мои сильные стороны. 4. Кто я? 5. Интервью |
4 |
4. |
Закрепление полученных навыков и умения самораскрытия и самоанализа в группе |
Подведение итогов путем обобщения сильных и слабых сторон личности. Сравнение итогов тестирования. Формулирование собственных целей и определение конкретных шагов по их достижению. Подведение итогов. Методики: 1. Твое лучшее качество. 2. Я тебя помню. 3. Знаешь ли ты себя? 4. А что дальше? 5. Я глазами группы |
4 |
5. |
Межличностное взаимодействие. Активный стиль общения |
Процедура социологического опроса. Обсуждение итогов опроса. Психологическая поддержка. Стимулирование активного учащихся. Анкетирование. Подведение итогов. Методики: 1. Общительный ли я? 2. Мой стиль общения. 3. Откровенно говоря . |
4 |
6. |
Формирование коммуникативных навыков |
Закрепление активного тренингового общения. Настраивание учащихся на продуктивную работу во время всего тренинга, снятие скованности. Обсуждение различных точек зрения на модель общительного человека. Методики: 1. Комплимент. 2. Мой стиль общения. 3. Список качеств важных для общения. 4. Принимаю решение. 5. Подведение итогов. |
4 |
7. |
Развитие умения самоанализа и преодоления психологических барьеров |
Психологическая разминка. Обсуждение записей в дневнике. Практикум формирования общего с человеком, который в данный момент находится рядом. Упражнение, направленное на дальнейшее сближение членов группы. Подведение итогов. Методики: 1. Нетрадиционное приветствие. 2. Грани сходства. 3. Воздушный шар. 4. Оценка группы |
4 |
8. |
Совершенствование умений эффективного общения |
Психологическая разминка для доброжелательного настроя учащихся. Экстремальная ситуация – стимулирование повышенного внимания к внешним появлениям своего партнера. Поддержание интереса участников при осмыслении своей манеры общения. Методики: 1. Я хочу тебе подарить. 2. Контакт. 3. Диллема узника. 4. Подведение итогов. |
4 |
9. |
Закрепление коммуникативных навыков учащихся |
Обсуждение возникших вопросов. Серьезный настрой на будущее. Общие выводы и впечатления друг о друге. Снятие возникших недоразумений, мелких обид, возможных конфликтов. Методики: 1. Здравствуй, мне очень нравится . 2. Общительный ли я? 3. Чемодан 4. Больше всего мне понравилось 5. Подведение итогов. |
4 |
10. |
Внимание как избирательная направленность и сосредоточенность психической деятельности |
Общие понятия. Виды внимания, свойства и их обусловленность. Качества внимания. Задания на развитие внимания. Методики: 1. Как у Вас с вниманием? 2. Объем внимания. 3. Распределение внимания. 4. Колебание внимания 5. Поиск закономерностей 6. На первый взгляд 7. Отпечатки на руке 8. Лабиринт |
4 |
11. |
Память как необходимое условие развития профессиональных качеств учащихся |
Общие понятия о памяти. Виды, индивидуальные особенности и типы памяти. Процессы памяти. Методики: 1. Таблица слов 2. Воспроизведение по памяти изображенных на рисунке фигур |
4 |
12. |
Палитра ваших способностей |
Определение уровня развития общих способностей учащихся. Знакомство с понятиями «мышление», «способности», их ролью в жизни и профессиональной деятельности человека. Методики: 1. Самооценка интеллекта. 2. Оценка сообразительности. 3. Подобие фигур 4. Крестики-нолики 5. Шифрограмма 6. Поиск закономерностей |
4 |
13. |
Планирование профессионального пути |
Краткое обсуждение предыдущих занятий. Развитие умений учащихся по планированию своего профессионального пути. Обсуждение: на чем строится планирование. Методики: 1. Проективный рисунок «Я через 10 лет», «Мой товарищ через 10 лет» |
4 |
Итого: |
52 ч. |
Анализ результатов экпериментальной работы
Для проверки эффективности различных подходов формирования технический знаний на занятиях "Технология" был проведен педагогический эксперимент. Целью экспериментальной работы являлось выявление наиболее эффективных технологий обучения школьников в формировании технических знаний. В этом к ...
Педагогические взгляды Демокрита
Демокрит был выдающимся древнегреческим философом-материалистом, создателем атомистической теории. По дошедшим до нас отрывкам его многочисленных сочинений можно видеть, что Демокрит разрабатывал все отрасли тогдашнего знания: известны его труды по философии, математике, физике, биологии, медицине, ...
Психолого-педагогические особенности овладения
изобразительными умениями
Предпосылками продуктивных видов деятельности, так же как игры и труда, выступают потребность малыша в самостоятельности и активности, подражание взрослому, освоение предметных действий, формирование координации движений рук руки и глаза [22, 87]. Для создания изображения ребенку необходимо овладет ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.