Деление традиций, обычаев на регулирующие отношения и деятельности людей в семье и обществе, разумеется, условно, так как отношения, несомненно, сопутствуют любви деятельности и проявляются в ней. Таким делением мы в данном случае подчеркиваем то, что первые, главным образом, решают задачу формирования морального, духовного облика труженика и семьянина, тогда как ведущий аспект вторых — это овладение трудовыми хозяйственными, домоводческими и иными навыками и умениями, необходимыми в семейной и общественной жизни. В воспитании подрастающего поколения в прошлом основное место принадлежало разнообразным видам и формам труда, в которых подрастающий человек приобщался не только к выработанным народом умениям, навыкам, опыту организации труда, но и нравственным ценностям, которые раскрываются в труде. Трудовое воспитание подрастающего поколения предполагает воспитание глубокого уважения к настоящим труженикам и результатами их труда, формирование трудолюбия как важнейшего нравственного качества молодежи в трудовой деятельности, сочетающей различные и коллективные (джамаатские) цели, интересы. Целесообразность раннего включения детей в трудовые дела, а затем и сельского общества выступает как один из важных выводов народного опыта социализации подрастающего поколения. Народ понимает, что любой вид физического труда обладает возможностями формирования и духовных, нравственных качеств детей.
Настоящий человек — прежде всего добросовестный труженик. Так определяется роль труда в народной педагогике. Об этом свидетельствуют идеи и мысли народа, раскрывающиеся в дагестанских пословицах:
- Чтобы достигнуть почестей и величия, понуждай себя к труду (лезг.).
- Труд и терпение превращаются в золото (лак.)
- Хутор можно проесть, а ремесло не кончается (авар.)
Обязательность раннего включения детей в трудовую деятельность в народной педагогике сочетается с требованием слитности этого труда с детской игрой. Уже детей 4—5-летнего возраста горцы привлекают к выполнению доступных для них поручений по дому. Признание нужности детского труда старшими — важный момент формирования трудолюбия у подрастающего поколения.
Так, например, в даргинской детской песенке о маленьком пастушонке поется:
Пастушок мой, пастушок,
Из чинары посошок .
Ты набегался с утра,
Ты кружился, как юла:
Пас овечек день-деньской.
На лужайке за рекой,
Из ключа воды попил,
А потом ягнят поил.
Пролил за день сто потов
Приходи — хинкал готов!
Маленький пастушок, идущий в труде по стопам отца и старших братьев, на примере взрослых усваивает, что профессия чабана почетна, нужна. Он видит, как заботливо и любовно отношение отца к нему и понимает, в чем причина его: он труженик, опора родителей в нужных делах.
Атмосфера в дагестанской семье и ауле, под воздействием которого растут маленькие горцы, всесторонне способствует формированию них качеств семьянина и труженика. Маленький пастушок увлечен трудом: кругом все заняты дела, скучно оставаться в стороне от интересных занятий родителей.
Маленький горец весь в действии, в труде, который ему доставляет радость. В труде, который (он это хорошо знает) нужен семье, чтобы там был достаток, чтобы на лице матери, отца было написано удовлетворение.
Существовавшее в горской семье разделение труда между мальчиками и девочками отражено и в детских песенках. Они превращаются в педагогические средства реализации этого разделения воспитаний.
Главный путь формирования семьянина-труженика в народной педагогике — это ежедневный разумно организуемый совместный родителями и детей, в процессе которого подрастающее поколение усваивает народные трудовые традиции, знания по агрономии, зоотехнии, метеорологии, медицине, которые нужны для предстоящей самостоятельной жизни. При этом родители, бабушки я дедушки, старшие и младшие дети— издает во всем как хорошо организованный, сплоченный, стремятся к общим целям коллектива.
Совместный труд родителей и детей как средство сплочения как средство превращения ребенка в действительно взрослого человека, как средство передачи из поколения в поколение непреходящих ценностей, как трудолюбие, добросовестность, — разве это такое наследство, от которого надо оторваться» — пишет И.В. Бестужев-Лада. Речь здесь, конечно, идет о достижениях народной педагогики, которые должны быть включены в воспитательный процесс.
Передавая подрастающему поколению нравственно-трудовой опыт народа, рано включая его в дела и отношений, способствующие использованию этого опыта, старшее поколение в своей во питательной деятельности осознанно и последовательно ориентируется на подготовку детей к семейной жизни.
Уже с появлением первенца в семье мысли и надежды родители связываются с его будущей семейной жизнью, которую они стремятся сделать счастливой, вкладывая в воспитание сына, дочери огромный труд души и рук.
Счастливая семейная жизнь детей как главная жизненная ценность раскрывается в материнских благопожеланиях, обращена к ребенку.
Проблемы диагностики и развития
внимания младшего школьника
Известно, что хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте. Как правило, хорошо успевающие школьники имеют лучшие показатели развития внимания. При этом специальные исследования показывают, ...
Метод нравственного воспитания в народных традициях
В семейном воспитании имеются факторы, отрицательно воздействующие на формирование у детей нравственных качеств, почитаемых традициями, крайне осложняется возможность усвоения детьми нормальных половых взаимоотношений, которые являются частью нравственного воспитания. Эротизация содержания телепере ...
Педагогическая наука в странах Запада
Во второй половине XX в. на Западе возник ряд направлений в педагогической науке, которые ориентированы на поиск путей повышения эффективности образования. Практически все эти направления базируются на идеях педагогов-реформаторов прошлого и имеют глубокие исторические корни. Реализация преемственн ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.