Образование преобразует и направляет ход жизни общества, сохраняя все ценное для человека, его потенциал и жизненные силы, и определяет индивидуальную жизненную стратегию, превращая тем самым «общество сегодня» в «общество завтра», так как влияет на общественное сознание. Именно образование гарантирует реалистические условия для развивающегося общества, формирует новое мышление, новое видение смысла жизни.
Демократизация общества в конце 90-х годов активизировала инновационные процессы в образовании и возникла потребность в подготовке специалистов, использующих творческий потенциал для развития учащихся.
Образование должно не только давать знания, но и изменять отношение человека к окружающей среде, обеспечивая его пригодность к деятельности в меняющихся условиях. А это во многом зависит не от полученных знаний, а от умений их использовать в практических действиях учащимися. Для обозначения которых в образовательную действительность вошли понятия «компетентность» и компетенция».
Селевко Г. раскрывает понятие «Компетентность как интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности ее к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации и ориентированы на самостоятельное и успешное участие в деятельности. Компетенция – круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен, круг чьих-либо полномочий, прав». [41, c.138]
Компетентностный подход сегодня активно обсуждается (Е.Я.Коган, В.В.Лаптев, О.Е.Лебедев, Е.А.Ленская, А.А.Пинский, И.Д.Фрумин, Б.Д.Эльконин и др.). В нем отражен такой вид содержания образования, который не сводится к знаниево-ориентированному компоненту, а предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения ключевых (т.е. относящихся ко многим социальным сферам) функций, социальных ролей, компетенций. Разумеется, предметное знание при этом не исчезает из структуры образованности, а выполняет в ней подчиненную, ориентированную роль. [4, с.8]
Вопрос о наилучшем осуществлении человеком определенного вида деятельности есть вопрос повышения производительности любого профессионального труда, начиная от закручивания гаек и заканчивая руководством людьми и обучением их, творчеством в науке, технике и искусстве.
Человек как субъект деятельности должен наилучшим образом соответствовать предъявляемым к нему объективным требованиям. Смысл учения состоит в том, что на первый план выступает изменение, формирование субъекта в соответствии с объективными требованиями. Суть обучения и учения состоит в том, что субъект систематически продвигается на все более высокие ступени развития.
Труд, как фактор развития личности предполагает своеобразное совершенствование и усложнение требований к человеку, чтобы стимулировать его развитие. Итак, труд и учение как виды деятельности предполагают: 1) оптимальное уравновешивание субъекта с объективными требованиями; 2) совершенствование способностей человека, продвижение его на все более высокий уровень знаний, умений, навыков, способностей, в настоящее время трактуемые как компетентности.
Система образования страны складывается из региональных образовательных комплексов, в которых представлены различные уровни образования. При этом регионы характеризуют разные тенденции социально-экономического развития, что ставит перед региональными системами образования принципиально разные задачи. Это связано и с тем, что в процессе формирования в стране рыночной экономики и рынка труда произошли значительные сдвиги в структуре занятости населения по регионам, в спросе на различные категории работников, в первую очередь, на рабочие кадры.
Подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно-полезной деятельности ведут учреждения начального профессионального образования.
На базе профессионального училища или лицея можно обеспечить город, село, район специалистами именно тех профессий и квалификаций, которые здесь необходимы.
Учащиеся, которые приходят в профессиональные образовательные учреждения хотят получить необходимые знания, приобрести опыт, развить свои способности, а значит стать личностью, проявляющей себя как сложная самоуправляющаяся система с множеством различных качеств и свойств при взаимодействии с окружающим миром.
Красночикойский профессиональный лицей выделяет 3 ступени подготовки: по рабочим профессиям (НПО); специалистов среднего звена (СПО) и с высшим образованием (ВПО).
В такой модели предусмотрено реальное сочетание интересов личности и государства.
Цель комплекса – создание условий для формирования гармонически развитой личности, способной к реализации профессиональных знаний и умений в меняющихся социально-экономических условиях.
Поэтому темой дипломного исследования является «Развитие профессиональной компетентности учащихся в системе профессионального образования» (на примере Красночикойского профессионального лицея №22).
Цель: Разработать программу развития профессиональной компетентности учащихся в Красночикойском лицее.
Объект: система начального профессионального образования (профессиональный лицей № 22 с.Красный Чикой).
Предмет: развитие профессиональной компетентности учащихся в системе профессионального образования.
Задачи:
1. Проанализировать литературу по данной теме.
2. Раскрыть понятие компетентности и ее виды.
3. Дать анализ начального профессионального образования (Красночикойский профессиональный лицей №22)
4. Раскрыть психологические особенности профессии типа «Человек-природа»
5. Разработать спецкурс по профессии 37.3 «Мастер по лесному хозяйству» для развития профессиональной компетентности учащихся Красночикойского профессионального лицея.
Методы:
- теоретические: теоретический анализ, конкретизация, обобщение и др.
- эмпирические: наблюдение, беседы, подбор диагностических методик.
Научная и практическая значимость:
Проведен теоретический анализ проблемы развития профессиональной компетентности, разработан практический курс по развитию профессиональной компетентности у учащихся Красночикойского профессионального лицея №22 по профессии 37.3 «Мастер по лесному хозяйству».
Данная дипломная работа будет востребована как студентами технолого-экономического факультета, так и преподавателями не только начального профессионального образования, но и для преподавателей спецкурса по программе «Технология» в общеобразовательной школе с профильным обучением..
Живопись в система изобразительного искусства
Вид изобразительного искусства, произведения которого создаются при помощи красок, нанесенных на плоскую поверхность, является живопись. Именно цвет является главным выразительным средством живописи. Другие ее средства – рисунок, фактура красочной поверхностей, выразительность мазков художника, ком ...
Отличие литературной сказки от народной
Определив в предыдущем параграфе понятие литературной сказки, ее основные черты, особенности и отличие от народной (фольклорной), представляется необходимым рассмотреть подробнее эти отличие. Как следует из предыдущего параграфа, настоящей работы, ситуация с трактовкой понятия "литературная ск ...
История создания системы развивающего обучения
Одна из первых попыток практически реализовать идеи развивающего обучения была предпринята Л.В. Занковым, который в 50х— 60х гг. разработал новую систему начального обучения, сочувственно встреченную педагогической общественностью, но так и не прижившуюся в то время в школе в силу известных обстоят ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.