Геометрия располагает огромными возможностями для интеллектуального, эмоционального, эстетического и духовного развития человека. Поэтому, чтобы заинтересовать школьников, привлечь их внимание к геометрии, к процессу решения геометрических задач, к процессу геометрического творчества, необходимо показать этот предмет во всем его многообразии, акцентируя внимание учащихся на интересных, занимательных моментах. Каждому учителю с целью поддержания интереса учащихся к геометрии желательно иметь подборку занимательных задач по каждой теме учебника.
В данной работе показано, что тема "Площади фигур" обладает множеством самых разнообразных задач, направленных на повышение интереса учащихся к изучению геометрии, на развитие мышления школьников, на развитие нравственных качеств учащихся. В ходе работы были подобраны задачи по теме "Площади фигур", которые было необходимо рассортировать в соответствии с выбранной типологией. В связи с этим все задачи были распределены по четырем крупным блокам:
Измерение площадей (непосредственное измерение площадей);
Вычисление площадей (измерение площадей с использованием формул);
Метод площадей (использование формул и свойств площадей при решении задач, в которых может не упоминаться о площади);
Разные задачи (задачи на разрезание, равновеликость и т.д., не вошедшие в предыдущие блоки).
Внутри этих блоков задачи были разбиты по трем уровням сложности. Кроме того, в блоке "Вычисление площадей" задачи были разбиты по видам фигур.
Опытная проверка показала, что имея такой сборник, у учителя будет широкий выбор в зависимости от его личных интересов и интересов школьников, что позволит значительно повысить эффективность обучения математике.
В процессе исследования поставленной проблемы в соответствии с целью и задачами работы получены следующие основные результаты:
Проведен анализ математической, психолого-педагогической и методической литературы;
Проведен анализ учебников и учебных пособий по математике и по геометрии для 7-9 классов;
Изучены нормативные документы;
Раскрыта сущность дидактических принципов при обучении по теме "Площади фигур", выявлены также психологические особенности школьников, которые необходимо учитывать при изложении данной темы;
В результате бесед с учителями математики получена экспертная оценка разработанной подборки задач;
В ходе бесед со школьниками были выявлены типы задач, которые нравятся учащимся;
Была разработана подборка задач по теме "Площади фигур", направленная на всестороннее развитие учащихся и возбуждения интереса к изучению геометрии;
Были разработаны конкретные методические рекомендации по реализации основных дидактических функций задач сборника.
Разработанный в данной работе сборник задач и методические рекомендации могут использоваться учителями математики в их практической деятельности, что позволит повысить эффективность обучения школьников геометрии. С этой целью учителям полезно осуществлять подборку занимательных задач по каждой теме курса планиметрии.
Теория контекстного обучения А.А. Вербицкий
Суть теории: достаточно широкое распространение в профессиональном (высшем и среднем) образовании получает в настоящее время «знаково-контекстное», или «контекстное», обучение. В этом направлении обучения учебная информация предъявляется в виде учебных текстов («знаков»), а сконструированные на осн ...
Особенности развития мышления у детей с умеренной умственной отсталостью
Умственная отсталость – это стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, а также эмоционально-волевой и поведенческой сфер, обусловленное органическим поражением коры головного мозга, имеющим диффузный характер. Состав лиц с нарушением интеллекта очень разнороден как ...
Практическое изучение особенностей внимания младших
школьников
Для изучения особенностей внимания младших школьников было проведено исследование внимания детей 2 класса. Задачи: выявить особенности внимания младших школьников и предложить набор специальных заданий, упражнений и игр для развития основных свойств внимания: объема, устойчивости, переключения, рас ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.