Исходя из данных вышеприведенной таблицы экспериментальной группы мы видим, что у детей отсутствие повышения успеваемости по предметам.
Таблица 2
Результаты итогового теста на контролирующем этапе эксперимента
№ п/п |
Элементы знаний и умений |
Частота правильных ответов |
Частота правильных ответов в % |
1. |
Умение правильно рисовать фигуры девочки в национальном платье |
11 |
100 |
2. |
Знание дагестанских сказок |
10 |
9.09 |
3. |
Знание основных понятий о национальной культуре |
9 |
81.81 |
4. |
Знание дагестанских песен |
10 |
90.9 |
5. |
Умение давать обоснованный ответ на вопросы по дагестанским блюдам |
7 |
63.63 |
Среднее арифметическое |
9,4 |
85.45 |
Таким образом, использование средств народных традиций народов Дагестана обогащает содержание учебно-воспитательной работы в начальных классах средней школы.
Методика использования народных традиций в школе
В ходе опытно-экспериментальной работы мы разработали систему занятий с включением народных традиций. Региональный компонент задействовали во всех занятиях 2 класса школы.
На уроках чтения даются общие представления об устном народном творчестве, о жанре сказки как одного из вида дагестанского фольклора. Была проведена беседа с детьми о том, как зародилась сказка. В ходе беседы дети были ознакомлены с такими видами устного народного творчества как волшебная, бытовая сказка. Из этого следует сделать вывод, что дети мало знают о видах сказки как устного народного творчества.
Приведем пример использования сказки на уроках чтения.
I этап
Знакомство детей с устным народным творчеством народов Дагестана.
Занятие 1
"Доброе сердце да умелые руки – самое дорогое богатство"
Дагестанская народная сказка
Программное содержание: вызвать эмоциональный отклик на происходящее в сказке; дать понять, что умение трудиться может спасти человеку жизнь.
Доброе сердце да умелые руки – самое дорогое богатство.
Занятие 2
"Смех – начало дружбы"
Дагестанская народная сказка "Правда и выдумка" – рассказ – небылица
Программное содержание. Вызвать смех несоответствием рассказов, дать представление о том, что веселье, радость и смех объединяют людей, помогают им сдружиться.
Что такое "быть друзьями"? (Это значит вместе играть, никогда не обижать друг друга, делиться игрушками, помогать, защищать. Друзья никогда не дерутся. Не дразнятся).
Занятие 3
"Самое большое богатство"
Дагестанская сказка
Программное содержание. Дать понять, что труд дает человеку все необходимое, вызвать желание трудиться; учить уважать людей труда за их доброту.
Занятие 4
"Что такое глупость?"
Дагестанская народная сказка
Программное содержание. Вызвать эмоциональный отклик на короткие, но образные сказки; подвести детей к мысли о пользе общения с родителями, бабушками и со сверстниками.
Что же такое глупость? (Это когда ничего не знаешь и не понимаешь).
А как можно умным стать? (Надо учиться, много читать, слушать радио, смотреть телевизор – там много о птицах и зверях рассказывают. А еще надо у старших ума набираться. Они очень умные, все знают. У друзей тоже можно учиться; рисовать, лепить, строить, играть).
Занятие 5
"Есть совесть, есть и стыд: а стыда нет, и совести нет".
Дагестанская народная сказка
Программное содержание: учить детей понимать смысл слова "совесть"; пробудить в детях мотивы доброжелательных взаимоотношений.
Кого вы назовете несправедливым в этой сказке? Почему?
Проявление детьми творческих способностей в изображении природы
На развитие и проявление творческих способностей дошкольника существенное влияние оказывают три основных фактора: непосредственное наблюдение живой природы, подкрепление этих представлений уточняющими беседами, просмотром картин (репродукций) и иллюстраций, знакомство с лучшими поэтически образами ...
Система принципов обучения, их взаимосвязь и
взаимообусловленность
Во всех руководствах по дидактике говорится о системе принципов обучения, указывается на их внутреннюю взаимосвязь и взаимообусловленность, но далее по традиции просто раскрывается содержание конкретных принципов. Шагом вперед в понимании взаимодействия принципов стало попарное рассмотрение сопряже ...
Бакалавриат - магистратура и рынок труда
Известно, что в тех странах, где система «бакалавриат-магистратура» не имеет исторических традиций (Германия, Франция), выпускники с дипломом бакалавра испытывают определенные трудности с трудоустройством. Работодатель просто не знает, чему соответствует непривычная степень, каков ее компетентностн ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.