М.М. Рубенштейн единственной формой проявления истинного патриотизма считал горячее желание народа занять почетное место среди других народов в роли носителя и созидателя общечеловеческих ценностей. В этом он видел великий смысл национальной гордости литературой, искусством, наукой.
Путь разрешения противоречия между любовью к Отечеству и человечеству психолог видел в возвышении себя посредством совершенствования, т.е. он выводил «воспитательно необыкновенно важную мысль, что уважение к достойному чужому есть необходимое уважение к самому себе». Это справедливо как по отношению к отдельной личности, так и по отношению к целому народу.
Следовательно, путь разрешения данного противоречия – гармонизация соотношения «общечеловеческого» и «национального». Однако сегодня нет единства мнений о содержании этих ключевых понятий.
Истинный и сознательный характер патриотизма. Другое возражение против воспитания любви к Родине основывалось на суждении, что это чувство не прививается, а зарождается само собой. Совершенно верно, что первоначально чувство любви к Отечеству человек испытывает инстинктивно. Вполне очевидна и понятна привязанность человека к месту жительства, в котором он родился и вырос, и с которыми ассоциируются лучшие воспоминания его детства и юности. Различают привязанность к физической среде (природе, ландшафт, климат); к социуму (окружающие люди с их менталитетом, привычками, обычаями); к духовной сфере (искусство, литература, наука). Эти особенности восприятия пробуждаются действительно с малых лет.
Раскрывая природу естественного характера патриотизма, свойственного детям дошкольного возраста, Г. Роков писал: «Патриотическое чувство развивается и крепнет еще в дошкольном возрасте. Оно не требует особенно заботливого культивирования, ибо оно столь же естественно и неизбежно, как чувство семейной привязанности, картины окружающей жизни, окружающей природы, помогают ему расти и развиваться лучше каких бы то ни было воспитательных мероприятий».
«Благотворно влияют на личность ребенка поэзия и искусство: если ребенок слышит родную песню или родную сказку, то с радостью выучит их и будет рассказывать и петь. Вложенное в дошкольном возрасте чувство любви к Родине должно поддерживаться и развиваться историческим чтением. Это никак не является привитием квасного патриотизма. Важно, чтобы дети все больше узнавали свое Отечество. Патриотизм требует знания Родины со всеми ее недостатками, без всяких прикрас и утаиваний. Вскрывшаяся ложь приводит к сильному разочарованию. Изучение истории, ознакомление с историческими судьбами своего народа и биографий его лучших героев, знание народной жизни и родного искусства, любовь к ним содействуют развитию в человеке неразрывной связи с Родиной.
Итак, инстинктивная привязанность к «своему» преобразуется в осознанную любовь к Отечеству по мере постижения его значения, силы и величия. Этому способствую уроки истории, географии, литературы, природоведения, краеведения, искусства.
Государственный заказ на воспитания и свобода развития личности. Традиционно под гражданским воспитанием понимается привитие любви к Родине, уважение и преданности к существующему государственному порядку. Забывая при этом, что он никогда не бывает совершенным и что государство имеет конкретные обязанности перед своими гражданами. Сознательная любовь к Отечеству является ответом на его материальную заботу о каждом. Либо будет благодарность за то, что оно выкормило, духовно воспитало, позаботилось о создании условий для продуктивной и творческой деятельности, либо нет. В этом заключается трудность такого рода воспитания. Государственный заказ на воспитание личности зачастую понимается как воспитание преданности существующему порядку, покорности властям. При этом к разряду недосягаемых идеалов отодвигается идея свободы духовного развития личности как неотъемлемой части Отечества. Отсюда отечественный аналитик рубежа XIX-XX вв. Н. Румянцев делал заключение, что гражданское воспитание должно начинаться с перевоспитания властей, внушая им убеждения, что они существуют для народа и что лучшая политика в управлении государством заключается в своеобразном удовлетворении нужд народа. Более того, действенное гражданское воспитание предполагает государственный строй, основанный на законности и порядке, уважение к правам народа, улучшения положения как отдельных граждан, так и всего государства, распределение обязанностей по принципу равноправия, предоставление народу возможности посредством своих представителей влиять на усовершенствование общественного порядка. Важным, определяющим условием воспитания правового самосознания является уважение к закону и порядку со стороны властей. А это не возможно без контроля за их деятельностью. Поэтому встает вопрос: можно ли научить добиваться такого контроля?
История возникновения современного бального танца
Бальный танец – один из жанров хореографического искусства, основу которому дал народный танец, относящийся к бытовой хореографии. На протяжении веков «понятие бальные танцы включали в себя бытовые жизненные ситуации (балы, праздники), где их непосредственная функция выражается в общении между парт ...
Контрольный эксперимент
Цель: выяснить, как повлиял формирующий эксперимент на творчество. Для проведения контрольного эксперимента были взяты все дети старшей группы. Тема занятия: свободная лепка по русской народной песенке «Ходит Дрема возле дома» (приложение №6) Программное содержание: Учить детей создавать выразитель ...
Анализ педагогических подготовок к формированию
знаний учащихся
Основная структурная единица педагогического процесса - классный урок. В нем концентрируются все элементы обучения и воспитания, обусловливается их непрерывная динамика и последовательное положительное воздействие на учащихся. Педагогическая сущность и образовательное воздействие урока проявляется ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.