Компьютеризация в наше время охватила все сферы деятельности и неотвратимо входит в одну из самых консервативных областей – образование. Инертность системы образования – качество положительное, поскольку ставит заслон в сфере обучения быстро проходящей моде, конъюнктуре, личностным амбициям руководителей. Вместе с этим эта система должна соответствовать перспективным тенденциям социального и интеллектуального развития общества, на данном этапе – должна способствовать переходу к информационному обществу.
Компьютеризация системы образования – это не просто «введение» компьютеров в традиционный процесс обучения, а кардинальная перестройка всей системы обучения. Меняется содержание деятельности учителя и обучающихся, структура и организация учебного процесса, формируются другие методологические, психологические, дидактические основы преподавания и обучения. Пока российская школа находится на начальном этапе внедрения информационных технологий в обучение, компьютеризация носит скорее количественный характер, системный подход только декларируется. И эта ситуация тем скорее разрешится, чем быстрее сформируется ИКТ-компетентность школьного учителя, принимаемая как способность решать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных компьютерных технологий.
Будущее компьютерного обучения в значительной мере зависит от того, удастся ли реализовать эффективные способы управления учебной деятельностью. Психологические проблемы разработки таких способов принадлежат к числу актуальных. В настоящее время наибольшее распространение получили два подхода к компьютерному обучению. Согласно одному из них, обучение строится исключительно на основе обратной связи и подкрепления правильных ответов. Индивидуализация обучения осуществляется с учетом анализа продукта деятельности – результата решения задачи. Отличительная особенность другого подхода состоит в том, что обучение трактуется как совместное с компьютером решение учебной задачи и главное внимание уделяется правильному и быстрому его осуществлению.
Указанные подходы получили распространение не только за рубежом, но и у нас, причем многие просто копируют зарубежные образцы, иногда даже не задумываясь о том, какие психологические принципы послужили основой для разработки обучающих программ. При этом копии по своим дидактическим возможностям нередко значительно уступают оригиналу.
Теоретической основой первого подхода является бихевиоризм. Компьютерные системы обучения в рамках данного подхода реализуют поведенческие модели управления. Здесь внимание уделяется как можно более полному контролю явного поведения и условий учения, акцент делается на обучающих программах, директивных по стилю и обеспечивающих адаптацию к индивидуальным особенностям обучаемых на основе их ответов. На разработки таких программ большое влияние оказала концепция программированного обучения Б. Скиннера.
Другой подход характерен для многих диалоговых систем с вырожденными обучающими функциями. Для примера можно привести системы, где моделируется поиск неисправностей в электронных схемах, установление медицинского диагноза и т.д. Одна из наиболее известных систем, предназначенных для обучения поиску неисправностей в электронной схеме SOPHIE, автоматически подбирает для обучающего различные по сложности задачи. Обучаемый может получить необходимые ему сведения о схеме, выдвинуть свою гипотезу, попросить оказать помощь. Система может оценить плодотворность его гипотезы, осуществить диалог в языке, близком к естественному.
В системы, где моделируется постановка медицинского диагноза, закладываются различные признаки заболеваний, и обучаемый, запрашивая определенные сведения, ставит диагноз, а иногда и назначает лечение. Основное достоинство этих систем состоит в том, что обучаемый может апробировать различные приемы постановки диагноза, причем результаты всех его действий налицо. Это позволяет ему избежать непродуманных действий, научиться выбирать нужные сведения. Следует отметить, что указанные системы моделируют в основном зрелую деятельность, и упор при этом делается не на формирование оптимальных стратегий установления диагноза, а на учение в процессе собственного опыта. Применение таких систем в обучении открывает широкий простор для решения задач путем проб и ошибок. Это, естественно, снижает дидактические возможности указанных систем, что признают и зарубежные психологи.
Одна из основных проблем управления учебной деятельностью с помощью компьютера состоит в разработке модели решения учебных задач, которая может быть заложена в обучающую систему. Психологами создан ряд моделей решения задач, весьма эффективных для исследования психологических механизмов мышления, но не все они могут быть реализованы в компьютерных обучающих системах. Одной из возможных для такой реализации и, на наш взгляд, весьма продуктивной является разработанная модель решения учебных задач. Она позволяет, формализовано описать основные этапы решения задачи, начиная от построения ее структуры и кончая проверкой правильности решения. Это обеспечивает компьютерное управление процессом решения задач на каждом этапе.
Педагогическая мысль в России конца XIX – начала XX века
В русской педагогике конца XIX – начала XX века отражались противоречия между традиционной, официальной установкой на воспитание в духе «самодержавия, православия, народности» и подходами, бравшими за образец западную педагогику и опыт европейской школы, причем не всегда учитывались особенности и с ...
Организация поисковой деятельности ученика в работе В.В. Давыдова «Проблемы
развивающего обучения»
Общепринятая в современной общеобразовательной школе форма организации учебного процесса в виде групповой работы учащихся под руководством учителя (классно-урочная система) справедливо вызывает нарекания со стороны педагогов-теоретиков и учителей-практиков. Изобретённая в своё время Я.А. Коменским ...
Ценностные и смысловые ориентиры и стратегические направления развития
российского образования
В конце XX в.в. период реформирования образования педагогическая наука взяла на себя задачу возрождения школы как социально-культурного института и определения перспектив ее развития. В 90-е гг. правительство развернуло исследования, направленные на выявление культурно-образовательной и социальной ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.