Информация о педагогике » Особенности учебной и обучающей деятельности в русле компьютерного обучения

Особенности учебной и обучающей деятельности в русле компьютерного обучения

Страница 2

Что касается моделей учебной деятельности и решения дидактических задач, то, как подчеркивается выше, в их основу могут быть положены различные отечественные концепции учебной деятельности и обучения. Дальнейшая разработка их, как сказано выше, требует решения многих психолого-педагогических проблем, и общих для любого обучения, и специфических для компьютерного его варианта. Так, например, для реализации основных функций модели учебной деятельности – определения «места» нахождения учащегося в ее предметной «области» в каждый момент обучения и установления его «маршрута» с учетом основных и вспомогательных обучающих воздействий – необходимо дать структурно-функциональное (с указанием уровней сформированности основных компонентов, которые должны быть достигнуты после завершения определенного отрезка обучения) и содержательно-операциональное описание нормативной модели учебной деятельности по каждому предмету.

При разработке учебной программы проектируется учебная и обучающая деятельность. Когда учебная деятельность, ее особенности и структура выступают в качестве объекта управления, то принципиальное значение приобретает тот факт, что обучаемый это не только субъект, но и объект учебной деятельности. Как отмечает Д.Б. Эльконин, целью и результатом учебной деятельности «являются изменения самого субъекта, которые заключаются в овладении определенными способами действия, а не в изменении предметов, с которыми действует субъект».

Для понимания специфики учебной деятельности важно, что данные изменения в учащемся являются прямым продуктом этой деятельности, тогда как в других видах деятельности овладение способами действий и соответствующие изменения в субъекте являются побочным продуктом. Это значит, что, деятельность можно считать учебной только в том случае, когда происходящие в связи с ней изменения в субъекте соответствуют ее целям.

Данное положение имеет принципиальное значение при компьютеризации обучения, поскольку оно позволяет отделить обучающую систему от ориентированной на помощь в решении разнообразных задач экспертной системы.

Следующая особенность учебной деятельности обусловлена местом, занимаемым в ней задачей. Объясним это более подробно. Учебная, как и любая иная, деятельность осуществляется путем решения специфических для нее задач. В трудовой деятельности (не только производственной, но и научной) решение задач соответствует их целям (мы имеем в виду не цели субъекта, осуществляющего деятельность, а цели деятельности, т.е. то, что характеризует ее в объективно-социальном плане). Между тем в учебной деятельности решение задачи это не цель, а средство достижения учебных целей. Более того, учебная задача является компонентом как учебной, так и обучающей деятельности. В последней она выступает как обучающее воздействие, т.е. как средство управления учебной деятельностью. В качестве обучающего воздействия она задается извне и при этом доопределяется обучаемым. Последнее связано с тем, что учащийся соотносит ее со своими целями, т.е. рассматривает решение задачи под углом зрения значимых для него в данный момент целей.

Учебная деятельность осуществляется в рамках обучающей, и это обуславливает ряд ее особенностей. Она как целостная система относительно независима от широкой системы обучения, что проявляется в нетождественности закономерностей обучающей и учебной деятельности. Но как объект управления эта деятельность оказывается зависимой от обучения, которое в значительной мере определяет структуру, закономерности функционирования и формирования учебной деятельности. Вот почему нельзя спроектировать учебную деятельность, абстрагируясь от того, в рамках какой обучающей деятельности она будет осуществляться.

Использование компьютера в учебном процессе оказывает значительное влияние на способы предъявления содержания обучения. Помимо этого овладение учащимися компьютерной грамотностью дает в их руки принципиально новое средство познания, которое, значительно расширяя возможности школьников, делает доступным для них многое из того, что до последнего времени было доступным далеко не всем квалифицированным специалистам. Некоторые из занимающихся компьютеризацией обучения, например С. Пейперт, полагают, что применение компьютера в учебном процессе требует коренного пересмотра содержания усваиваемых знаний.

Итак, можно сказать, что психологические проблемы содержания учебной деятельности охватывают комплекс вопросов, причем применение компьютера значительно расширяет их круг.

При компьютеризации обучения приходится весьма точно описывать набор действий и операций, который должен быть сформирован у учащихся, особенно в новых курсах типа основы информатики и вычислительной техники. Кроме того, необходимо установить, каким образом можно использовать компьютер для формирования операциональной стороны учебной деятельности. Эффективность учебной деятельности во многом зависит от владения ими, да и не только учебной, эффективность профессиональной деятельности с годами все больше будет определяться умением получить от компьютера соответствующую информацию.

Страницы: 1 2 3 4

Новые статьи:

Рекомендации инженерно-педагогическим работникам для более эффективной организации ученического самоуправления
На основании результатов социометрической методики, которая была проведена в группе учащихся, следует сформулировать рекомендации инженерно-педагогическим работникам, направленные на последовательную и эффективную организацию ученического самоуправления. В начале, приступая к формированию учебного ...

Основные направления, задачи и содержание работы по развитию речи у слабослышащих детей
Основной целью работы по развитию речи в детских садах для слабослышащих детей является формирование речи как средства общения. Реализация этой цели требует решения целого ряда конкретных задач на специальных занятиях: усвоения значения и накопления слов; обучения пониманию и использованию различны ...

Анализ и проведение эксперимента
Основным способом организации деятельности учащихся на практических является групповая форма работы. Основные этапы: - сообщение темы, цели и задач практикума; - актуализация опорных знании и умении учащихся; - мотивация учебной деятельности учащихся; - ознакомление учеников с инструкцией; - подбор ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru