Сущность понятия патриотизма

Страница 1

Гражданственность, патриотизм – основа духовной жизни человека, его стремление к свободе. Это положение даёт основание утверждать, что идея государственного патриотизма является в настоящее время тем стержнем, концептуальной духовной опорой, которая может объединить вокруг себя всех граждан независимо от национальности, вероисповедования.

Патриотизм является историческим явлением. Национальное самосознание и патриотизм не являются наследственными и не даются при рождении. В воспитании патриотизма особую роль должно занимать изучение исторического прошлого, в котором концентрируются лучшие гражданские традиции. Главной составной частью патриотизма является гордость человека за свою Отчизну. Предметом национальной гордости является вклад родины в мировую культуру. История подтверждает тот факт, что те народы, которые по разным причинам теряли свой язык, свои традиции в воспитании, чувство национального достоинства, скорее всего, становились своеобразным сырьём для развития других народов. Без почитания национально-культурных традиций нет духовности, нет нравственности. Национальное и интернациональное воспитание детей способствует осознанию ими российской государственности и особенностей становления науки и производства, ознакомлению с традициями, идеями и культурой, приобщению к их национальному наследию. Проблемой данного направления идейно-воспитательной работы является формирование национального самосознания, чувства языка и культуры, территориальной целостности и отвержение идеи национализма, приоритета над другими нациями и народами.

Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах её деятельности – в идеологии, политике культуре, экономике, экологии и т.д. В силу этого понимание современного российского патриотизма, сформировавшегося на протяжении многовековой истории русской общественной мысли, является исходной задачей для выяснения его основ.

Многие мыслители и педагоги прошлого глубоко раскрывали роль патриотизма в развитии и формировании личности [95]. Так, например, К.Д.Ушинский сказал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» .

Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народами странам, к их национальным обычаям и традициям, и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. Природа, родители, родственники, Родина, народ – не случайно однокоренные слова. По определению А.Н. Вырщикова, это «своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укоренённости и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения».

Что же такое «патриотизм», и какого человека можно назвать патриотом? Что формирует ту сумму критериев, которую мы именуем «любовь к Родине»? Как формируются эти критерии? Где находится, то место в нашем детстве, оказавшись в котором, ребенок начинает формировать свое патриотическое начало? Ответы на эти вопросы достаточно сложны.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новые статьи:

Обучение аудированию на коммуникативной основе
Аудирование составляет основу общения, с него начинается овладение устной коммуникацией. Оно складывается из умения дифференцировать воспринимаемые звуки, интегрировать их в смысловые комплексы, удерживать их в памяти во время слушания, осуществлять вероятностное прогнозирование и, исходя из ситуац ...

Структура Токийского университета
Факультеты: 1. Факультет права 2. Медицинский факультет 3. Технический факультет 4. Факультет литературы 5. Факультет науки 6. Факультет сельского хозяйства 7. Экономический факультет 8. Факультет искусств 9. Педагогический факультет 10. Фармацевтический факультет 11. Исторический факультет Направл ...

Способы выявления учебных проблем в химии
Проблемное обучение — это развивающее обучение, так как мыслить человек начинает лишь тогда, когда у него есть потребность что-то понять. А такая потребность возникает лучше всего в условиях проблемного обучения. Следовательно, задача, которая стоит перед учителем в рамках проблемного обучения, — о ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru