2-я картинка
Что сделал ёжик? Куда залез ёжик? (на дерево?);
Где лежат яблоки? (под деревом);
Где сидит ёжик? (на дереве).
(Дети упражняются в словоизменении на основе слов "дерево" и "яблоня". Для закрепления указанных словоформ используется хоровое проговаривание и произнесение слова по цепочке.)
3-я картинка
Что сделал ёжик? Как прыгнул (упал) ёжик?
(Вводятся словоформы - "на спину", "спиной вниз".)
Куда упал ёжик? (на яблоки).
4-я картинка
Что изображено на этой картинке? Куда пошел ёжик?
(Вводятся слова "наколоты", "нанизаны", которые отрабатываются в послоговом, а затем в слитном произнесении.)
В заключение даётся ряд общих вопросов:
"Почему яблоки лежат на земле?" (Внимание акцентируется на слове "созрели".)
Какое время года здесь изображено? Когда созревают яблоки? (в конце лета, в начале осени). Указанные словосочетания закрепляются в развёрнутых фразах-ответах, например:
Яблоки созревают в конце лета.
При работе с детьми более сильной группы разбирается содержание 1, 2 и 4-ой картинок.
III. Размещение картинок детьми в нужной последовательности на наборном полотне. Составление рассказа по цепочке (по одному фрагменту каждым ребёнком).
Второе занятие
I. Организационная часть. Объяснение цели занятия.
Один из детей размещает на наборном полотне картинки в нужной последовательности.
II. Упражнение в дополнении предложений, предлагаемых педагогом, нужным по смыслу словом (участвуют поочерёдно все дети).
Яблоки лежат на… под… (траве, деревом);
Ёжик собрал яблоки в… (кучку);
Ёжик залез на… (дерево, яблоню);
Ёжик прыгнул на … (яблоки);
Яблоки накололись на… (колючки, иголки) и т.д.
III. Обучение детей составлению завязки рассказа (начала к избранному действию).
а) воссоздание исходной ситуации на основе содержания картинок по вопросам:
Что виднеется вдали?
Где жил ёжик? (Кто жил в этом лесу?)
Что было рядом с лесом?
Что однажды решил сделать ёжик?
Наряду с краткими требуются развёрнутые ответы.
б) Педагог дает образец начала рассказа.
В предлагаемом педагогом тексте пропускаются отдельные слова, воспроизводимые самими детьми (приведены в скобках).
Однажды ёжик решил пойти на прогулку. Он вышел из… (леса), перебежал дорожку и увидел сад, где росли большие… (яблони). Ёжик добежал до… (сада) и увидел, что под яблонями лежат на земле большие румяные… (яблоки). Ёжику захотелось принести домой… (яблок). Но как унести яблоки домой он не знал. Задумался ёжик. Думал, думал и придумал.
IV. Составление рассказа детьми.
Составление рассказа по цепочке - по первым картинам-фрагментам (в зависимости от состава подгруппы).
Составление рассказа по серии в целом одним ребёнком (ведётся магнитофонная запись).
Составление вариантов рассказа с другой завязкой действия, придумываемой детьми по предварительно заданным, направляющим вопросам.
Педагог: "Теперь составь свой рассказ. Расскажи: где жил ёжик; куда пошёл ёжик однажды; что он увидел".
Пример рассказа по серии картинок (рассказ Насти П., 6 лет, III уровень ОНР)
"Ёжик жил в дальнем лесу. Однажды он пошел гулять. Шел, шел и зашел в деревню. А там яблоки… лежат… на земле. Захотелось ему… яблоки в дом к себе отнести, к себе в норку. Собрал яблоки в кучку… а как их взять - не знает. Думал, думал и придумал. Залез… на дерево и спрыгнул… колючками вниз. Яблоки нацепились на колючки. Встал ёжик … и пошел довольный в лес".
V. Упражнения в подборе слов - определений к данному слову. Дается характеристика действующего лица (по вопросам):
Что можно сказать про ёжика, какой он?
Актуализируется ряд слов-определений. Например:
Ёжик догадался, что ему нужно сделать. Значит, он… какой? - Догадливый.
А теперь скажем по-другому. Ёжик думал, думал и сообразил, как ему нужно поступить. Значит, ёжик какой? - Сообразительный.
Ёжик нашел выход из положения - "находчивый ёжик" и т.п.
Актуализируемые слова закрепляются путем повторения их по цепочке. Затем на вопрос "Что можно сказать о ёжике?" - Один-два ребёнка повторяют все указанные определения
Психология как учебный предмет в вузе
В последнее десятилетие обозначился беспрецедентный по масштабам и темпам в истории России рост психологического образования, отвечающий потребности в психологической культуре труда, общения, жизнедеятельности людей и организаций. Открываются не только новые психологические факультеты в университет ...
Особенности детей из социально-неблагополучных семей
наркомания профилактика ребенок неблагополучная семья Отличительной особенностью детской психики и детского организма является то, что на тяжелые и длительные стрессы ребенок чаще реагирует дистрессом - патологической, болезненной реакцией дезадаптации. Это связано в первую очередь с возрастом дете ...
Работа социального педагога в детских реабилитациоонных центрах
Деятельность специализированных учреждений отнесена к компетенции органов социальной защиты населения. Первичная профилактика и ранняя коррекция поведения ребенка и родительско-детских отношений осуществляются общеобразовательными учреждениями, досуговыми социально-педагогическими центрами, центрам ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.