Составление рассказов с элементами творчества.
Цель занятий: обучение детей самостоятельному рассказыванию с элементами творчества.
1. Обучение составлять продолжение незаконченного рассказа без опоры на наглядный материал.
2. Развитие умений ориентироваться в предложенном текстовом материале, опираться на стержневые, исходные данные и существенные детали при составлении собственного рассказа.
3. Формирование навыков планирования рассказа (выбор сюжетного решения, определение последовательности событий и др.).
4. Развитие творческих способностей детей в процессе самостоятельной речевой деятельности.
5. Формирование грамматически правильной фразовой речи.
Обучение проводится на двух занятиях. Используется текст неоконченного рассказа Л.А. Пеньевской (в адаптированном варианте).
Текст рассказа
"Вася летом жил в деревне у бабушки. Рядом с деревней был большой лес. Вася очень любил гулять по лесу, собирать землянику, слушать пение птиц. Однажды он вышел рано утром, пошел в лес и зашел очень далеко. Место было незнакомое. Вася понял, что заблудился. Он сел отдохнуть под большую, ветвистую берёзу и задумался. Как найти дорогу домой? Направо вела чуть заметная тропинка, но куда она идёт, Вася не знал. Прямо начинался спуск к реке. А налево был густой лес. Куда идти?"
Первое занятие
I. Организационная часть. Объяснение цели занятия.
II. Чтение текста. Текст незавершенного рассказа прочитывался дважды.
Повторное чтение проводится с использованием приёма дополнения детьми отдельных предложений (или их частей) нужными по смыслу словами и словосочетаниями (выделены в тексте).
III. Воспроизведение детьми содержания неоконченного рассказа по вопросам педагога:
Где жил Вася летом?
Что было рядом с деревней?
Что любил делать Вася?
Что случилось с ним однажды? (Что произошло однажды?) и т.д.
IV. Воспроизведение лексического материала текста рассказа по вопросам:
Какой лес был рядом с деревней? Рядом с деревней…
Когда Вася вышел из дома? Он вышел…
Под какую берёзу сел отдыхать мальчик? Мальчик сел… и т.д.
При затруднениях в составлении развёрнутых ответов начало фразы даётся педагогом. Выделенные слова подчёркиваются интонационно.
Второе занятие
1. Организационная часть. Детям даётся установка на придумывание своего продолжения рассказа.
2. Повторное чтение текста неоконченного рассказа.
3. Составление рассказов детьми.
4. Педагог предлагает детям несколько вариантов сюжетного решения окончания рассказа:
Вася встречает в лесу людей…
Влезает на дерево и видит…
Идёт по тропинке и находит…
Спускается к реке и идёт по берегу…
На этой основе дети составляют продолжение рассказа. используются вспомогательные вопросы. Проводится магнитофонная запись рассказов.
5. Анализ детских рассказов.
Обращается внимание на особенности решения творческой задачи: придуманные ребёнком ситуации, введённые в действие персонаж и др. Отмечаются языковые особенности составленных рассказов: соблюдение грамматических норм речи, удачное использование средств образной выразительности и др. После этого детям можно предложить "пофантазировать" и придумать свои варианты развития сюжета рассказа (помимо предложенных педагогом).
Пересказ рассказа Л.Н. Толстого "Пожарные собаки" с использованием опорных сигналов.
Цель: Продолжать учить детей связности, полноте, логичности и непрерывности пересказа, используя в качестве плана высказывания схематические картинки (опорные сигналы), отражающие последовательность событий. Развитие фразовой речи детей, навыков составления распространенных ответов на вопросы; использование фраз из 3-6 слов при составлении рассказа и др. Формирование навыков словоизменения (в основном существительных). Развитие воссоздающего и творческого воображения у детей. Формирование и развитие связной речи в форме рассуждения.
Ход занятия.
Организационный момент. Логопед просит детей вспомнить, какие бывают собаки по их назначению (ездовые, цирковые, служебные, пограничные, санитарные, собаки-поводыри и пр.), и коротко рассказать об их деятельности. Правильно и связно ответившие дети садятся на места. Остальным при ответе логопед помогает наводящими вопросами, опорными словами и пр.
Методика исследования состояния грамматического строя речи у старших
дошкольников с ОНР
Исследование было направлено на выявление возможностей детей в использовании различных грамматических форм и конструкций. Изучение грамматических навыков детей в разделах: синтаксиса (законы построения предложения и словосочетания); словообразования (законы построения слов с помощью м ...
Принципы личностно – ориентированного профессионального обучения
В современной педагогике большинство исследователей выделяют две парадигмы образования: когнитивную и личностную. В соответствии с когнитивной парадигмой образование рассматривается по аналогии с познанием, а его процесс: постановка целей, отбор содержания, выбор форм, методов и средств обучения – ...
Краткая характеристика эпохи Возрождения
14-15 века, вошедшие в историю под названием эпохи Возрождения, характеризуются появлением внутри феодального общества зачатков капиталистического способа производства, развитием мануфактуры и торговли, возникновением прогрессивного тогда класса- буржуазии, которая возродила культуру античного мира ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.