Имитация может осуществляться на слух или на основе печатной опоры. В последнем случае целесообразно пользоваться подстановочными таблицами, которые наглядно демонстрируют применение нового материала. Желательно составлять подстановочные таблицы на определенную тему: это усиливает их возможности. Наблюдения свидетельствуют также, что большим потенциалом обладают подстановочные таблицы, в основе которых вопросительная конструкция.
В имитационные упражнения имеет смысл включать ценный в содержательном отношении материал: пословицы, афоризмы, шутки, а также фрагменты возможных будущих высказываний учащихся. Упражнения должны проводиться в быстром темпе и не занимать много времени на уроке.
б. Подстановочные упражнения.
Подстановочные упражнения используются для закрепления материала, выработки автоматизма; этот тип упражнений особо ответственен за формирование гибкости навыка, здесь происходит усвоение, за счет разнообразных трансформаций, перифраза, дополнения и расширения.
Подстановочные упражнения- упражнения, целью которых является расчленение и преобразование нового материала.
Существенным для организации подстановочных упражнений является обеспечение подсказки элементов для подстановки. Следует предлагать обучаемым такие упражнения, в которых требуется предварительно противопоставить необходимую форму ряду подобных и затем уже составить предложение по образцу.
Материальной опорой подстановочных упражнений также могут служить подстановочные таблицы, при помощи которых совершаются самые разнообразные трансформации вокруг основного костяка. Также важно помнить, что важно соотносить материал подстановочной таблицы с конкретной темой, благодаря чему повысится значение тренировки в глазах учащихся.
в. Трансформационные упражнения.
Трансформационные упражнения дают возможность формировать навыки комбинирования, замены, сокращения или расширения нового материала. Здесь метод тренировки смыкается фактически с методом применения усвоенного материала в речи.
При выполнении этих упражнений учителю необходимо иметь в виду две взаимосвязанные задачи: обеспечить запоминание и усвоение материала. Нельзя не согласиться в этом отношении с тем мнением, что даже самое маленькое упражнение надо строить так, чтобы учащиеся могли немедленно почувствовать пользу от затраченных усилий, причем не в познании теории, а в практическом использовании. Рассмотрим с этой точки зрения названные типы упражнений.
С их помощью можно научить варьировать содержание материала в зависимости от меняющейся ситуации, сопоставлять и противопоставлять изучаемую структуру ранее изученным, составлять из отдельных усвоенных заранее частей целые высказывания с новым содержанием.
Разнообразные тренировочные упражнения
Целью тренировочных упражнений является вызвать интерес детей к чтению, научить их воспринимать художественную литературу, заложить основы грамотного быстрого чтения и подготовить учащихся к систематическому изучению литературы. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена таким образом, что запоминает не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно оно создает раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то мы вовсе не должны проводить длинные упражнения, длинные по времени; мы должны упражнения проводить короткими порциями, но с большой частотой.
Связь живописи и поэзии
Детское творчество отражает окружающий мир, природу, как на основе непосредственного их восприятия, так и в результате знакомства с произведениями искусства и литературы, в которых запечатлены живые, неповторимые явления природы. Отмечая влияние искусства на эстетическое воспитания дошкольников, Н. ...
Педагогические взгляды Демокрита
Демокрит был выдающимся древнегреческим философом-материалистом, создателем атомистической теории. По дошедшим до нас отрывкам его многочисленных сочинений можно видеть, что Демокрит разрабатывал все отрасли тогдашнего знания: известны его труды по философии, математике, физике, биологии, медицине, ...
Изучение уровня развития словесно-логического и абстрактного мышления у
детей с умеренной умственной отсталостью
Экспериментальное изучение мышления младших школьников проведено на базе кабинета психолого-педагогической коррекции Павлодарского района. В эксперименте приняли участие 12 детей младшего школьного возраста. Нами были исследованы следующие параметры: схематического мышления посредством теста Когана ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.