Если ребенок читает слово, данное в упражнении, неудовлетворительно, нужно попросить его перечитать. Выполнение упражнений, безусловно, значительно облегчит последующее самостоятельное чтение детьми литературных произведений. Пример урока с применением подготовительных упражнений приведен в Приложении 1.
Так же можно проводить работу с карточками. С этой целью в период обучения грамоте применяю разноуровневые карточки. Для быстрого ориентирования карточки обозначены различным цветом. Жёлтый для детей, не владеющих чтением, зелёный - для читающих. Тексты и задания для жёлтых карточек можно составить так, чтобы они не повторялись с упражнениями в учебнике, например: сравнение слов, чем похожи, чем различны, какие слова можно отнести к данной схеме и почему. Вариативность подбора заданий идёт по принципу от простого к сложному. В раздаточном материале можно использовать игровые упражнения, логические задания, шутливые стихотворения, которые ребята выполняют с удовольствием. (Приложение 2)
2. Самостоятельное изучение нового материала, аналогичного ранее усвоенному, проводимое по детальной инструкции.
Здесь возникает вопрос - как организовать самостоятельную работу учащегося с учебником и дополнительной литературой на уроке, как сделать так, чтобы за минимум отведённого времени добиться наиболее эффективного результата, когда учебники перенасыщены информацией, когда ученики просиживают за ними долгие и малопродуктивные часы в школе и дома.
Разумеется, крайне неэффективно задание ученикам типа «Откройте учебник на странице. Прочтите. Ответьте на вопрос…». Целесообразней ученикам при работе с текстом предложить выполнить ряд заданий по технологической карте, так самостоятельное чтение превращается в увлекательное и познавательное дело.
Здесь можно использовать следующие методы:
а) Отсроченная отгадка.
В начале урока учитель задаёт загадку, (сообщает удивительный факт), разгадка которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом. Такое «вхождение в урок» окажется эффективнее, чем традиционно-школьное: «А теперь мы будем изучать новую тему…»
б) Оценка текста.
Ученикам предлагается не читать текст абзац за абзацем, а оценить содержание изучаемого параграфа: Какие слова выделены курсивом или жирным шрифтом? Как по-вашему, почему они выделены? Какое имя чаще всего встречается в данном параграфе? Какой раздел параграфа самый большой? Как по-вашему, почему? В каком разделе вы найдёте ответ на вопрос…?
в) Задай вопрос.
С чего начинается осмысление учеником учебного материала?
- Когда он задает себе вопросы: «Что это…?» «Почему…?», «Зачем это мне нужно…?» и т.п.
«Можно сказать, и это без сомнения будет правильно, что вопрос – это своеобразная микротеория, определённая система знания, которая одной частью (вопросительной) описывает известное и в основном наше прошлое знание, а второй частью (ответной) охватывает некоторое незнание, т.е. то, что мы хотим узнать».
Формулируя вопрос, ученик совершает акт «торможения», определяя уровень своего знания и примерные ориентиры «незнания».
Психолого-педагогические основы работы в школе
Для того чтобы в полной мере охарактеризовать психолого-педагогические основы работы в школе стоит обратиться к структуре понятия. Оно сочетает в себе два основных направления реализующихся в процессе работы с учащимися, а именно психологическую и педагогическую составляющую. Провести четкую границ ...
Значимость изготовленных изделий из дерева
Одним из важнейших вопросов, который приходится решать в ходе планирования учебной или кружковой работы, является подбор объектов труда для школьников. Это довольно сложная проблема, так как необходимо учитывать множество факторов: 1) социальную значимость изделия; 2) соответствие технологии изгото ...
Предпосылки, связанные с развитием мысли в области образования
Следует сказать, что отечественная философско-педагогическая мысль второй половины XIX - начала XX вв., следуя традиции, заложенной еще в 60-е годы, рассматривала задачу формирования личности учащегося в качестве приоритетной. Деятельность учителя по развитию нравственных характеристик личности уче ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.