Информация о педагогике » Особенности преподавания психологии студентам инженерных специальностей » Проектирование курса психологии для студентов инженерных специальностей

Проектирование курса психологии для студентов инженерных специальностей

Страница 1

Психология в качестве обязательного для изучения предмета введена в учебные планы подготовки специалистов в КрасГАУ с 1995 года и преподается в течение одного семестра на 2 или 3 курсе.

Ее содержание представлено в общей программе дисциплины «Психология и педагогика» Государственного стандарта цикла общегуманитарных и социально-экономических дисциплин. Общее количество часов - 80, из них 32 часа – лекции, 16 – семинарские занятия и 32 часа отведено на самостоятельную работу студентов для написания реферата. Итоговой формой контроля является зачет.

До введения в 2000 году Государственных стандартов второго поколения психология преподавалась по программе, которая представлена в приложении 2. Изменение программы обусловлено новыми требованиями и продиктовано Примерной программой дисциплины «Психология и педагогика» (приложение 1).

В предыдущем учебном опыте студентов психология как самостоятельная отрасль знаний отсутствовала. (Из ученых, имеющих отношение к психологии отдельные студенты называют Фрейда, Юнга, Карнеги, Спока и не более того, основная масса при вводном в курс анкетировании не ответила на поставленный вопрос). Хотя общее представление о психологии имеют, о чем свидетельствуют данные опроса приведенные выше.

Знание основ психологической науки, ее предмета, методов исследования необходимы не только студентам психологам. И студенты инженерных специальностей университета стремятся тоже, не столько к разъяснению частных психологических вопросов, связанных с их будущей специальностью, сколько к пониманию основ психологического знания и его различных областей с целью удовлетворения своего прагматического интереса.

Опрос студентов, в чью профессиональную подготовку психология не входит как основной предмет показал, что 100% из них считают, что изучение психологии в технических вузах необходимо.

Потому что, «необходимо не только повышать общий уровень знаний и всесторонне развиваться, но и уметь разбираться в себе, в окружающих людях – близких и далеких, строить на этой основе эффективные способы взаимодействия».

Знания психологии человека необходимо студенту не только как будущему специалисту, руководителю «чтобы строить отношения в системе руководитель-подчиненный», «продвигаться по службе», «легче общаться с людьми, знать индивидуальный подход к личности, найти свое место в коллективе», «чувствовать других людей», «как найти общий язык», «понимать людей и принимать их такими какие они есть», но и для «познания своего внутреннего мира», для того «чтобы разобраться в себе», «лучше себя чувствовать», «по-другому смотреть на жизнь». (Приложение)

В силу особенностей юношеского возраста, для которого ведущей деятельностью является профессиональное обучение и интимное межличностное общение, когда молодой человек вступает в период принятия ответственных решений (карьера, семья), определяющих всю дальнейшую жизнь: поиск своего места в жизни, выбор смысла жизни, формирование своего мировоззрения и самосознания, выбор спутника жизни интерес к психологическим знаниям достаточно велик. Важнейший психологический процесс юношеского возраста – становление самосознания и устойчивого образа своей личности, своего «Я».

На этапе принятия ответственных решений, этапе человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости являются первостепенными, проявляется противоречивость внутреннего мира, сложность нахождения своей самобытности и формирования яркой, высококультурной индивидуальности оправдан интерес к психологии как сумме знаний, которые могут быть практически полезны для понимания человеческой природы, прежде всего своего внутреннего мира.

Диагностика готовности к саморазвитию (18, с.191) показала следующие результаты: (приложение 3)

(Число участников – 56

Критерии: А –могу совершенствоваться, но не хочу знать себя – 9

Б – хочу знать себя и могу измениться - 27

В – не хочу знать себя и не хочу изменяться – 2

Г – хочу знать себя, но не могу себя изменить – 15

Пограничные результаты: Б – Г - 1, А – В – Б – Г - 2)

У большинства (79,6%) молодых людей есть стремление и потребность познать себя;

27% из них при потребности познать себя не имеют навыков самосовершенствования, они испытывают трудности в самовосприятии, которая вызывает как правило реакцию: не получается, значит не буду делать;

49% гармонично сочетают желание познать себя с актуализацией потенциальных ресурсов саморазвития;

16% имеют больше возможностей для саморазвития, чем желания познать себя. В этом случае надо поразмышлять, что стремление к самосовершенствованию, нахождению своего стиля жизни невозможно без самопознания.

И лишь 3,6% сочетают в себе нежелание знать себя и совершенствоваться. Это самое нежелательное сочетание.

Эта личностная потребность основной подавляющей массы студентов в психологических знаниях, должна казалось бы активизировать познавательную самостоятельную деятельность студентов, побуждать их к активному поиску ответов на интересующие вопросы, но как показывает практика преподавания, студенты занимают активно – пассивную позицию: они внимательно слушают преподавателя, задают много вопросов, но вызвать их на диалог, заставить озвучить собственные соображения по обсуждаемой проблеме достаточно проблематично. Кроме того большинство студентов не готовятся к семинарским занятиям, не читают рекомендованных научных статей, используя только лекционный материал. И даже студенты, имеющие конспекты дополнительно рекомендованных к семинару источников, не хотят говорить.

Страницы: 1 2 3 4

Новые статьи:

Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка
Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за родительского контроля за поведением, занятиями, играми, его выбором друзей и т.д. крайние, самые неблагоприятные для развития ребенка случаи – жесткий, тотальный контроль при авторитарном воспитании и почти полное отсутствие контроля, когда п ...

Формирующий эксперимент
Исходя из констатирующего эксперимента, мы поставили задачу провести формирующий эксперимент, который включает в себя цикл занятий по лепке, но не из традиционного материала, а из соленого теста, предусматривающий формирование у детей творчества. Для проведения формирующего эксперимента группа была ...

Личностно-ориентированный урок
Функция урока в системе личностно ориентированного обучения Урок был и остается основным элементом образовательного процесса, но в системе личностно-ориентированного обучения существенно меняется его функция, форма организации. В этом случае урок подчиняется не сообщению и проверке знаний, хотя и т ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru