Почему появилось желание переструктурировать учебный материал данной программы, изменить названия многих тем, некоторые убрать и ввести новые?
Во-первых, авторский подход к разработке содержания программы затрудняет ее применение в практической работе в связи с тем, что данная точка зрения в широком смысле (для читателя - студента и в том числе преподавателя) не представлена в учебно-методической литературе. Попытка найти авторские научные публикации (из списка рекомендованной литературы) были безрезультатными.
Во-вторых, философский стиль в изложении вызывает некоторые напряжения ввиду того, что этот язык не понятен студентам – они не связывают его с их житейскими представлениями о психологии.
В-третьих, заявленные в качестве основных учебников учебники Р.С. Немова «Психология» - М., 1999. и К.А. Абульхановой «Психология и педагогика» - М., 1998. - имеют отличную более простую структуру изложения учебного материала.
Авторы при построении курса психологии используют понятия гносеологии как раздела философии, выделяя в самостоятельный раздел «Чувственное и рациональное познание». К первому уровню относится познание с помощью органов чувств. В результате чувственного познания у человека складывается образ, картина окружающего мира – мир в его непосредственной данности и многообразии. В психологии чувственное познание субъекта представлено, в первую очередь, в процессах восприятия и его частной форме – ощущениях. К рациональной ступени познания в гносеологии относят мышление человека. В мышлении познание человека выходит за пределы чувственного восприятия, вскрывает существенные свойства, связи и отношения между предметами окружающего мира. Мышление представляет собой отражение мира субъектом в понятиях, суждениях и умозаключениях.
Психология познания, в отличие от других наук, изучает познавательную деятельность конкретного человека в его реальной жизни и деятельности. В рациональном познании психология, помимо мышления, выделяет процессы памяти, воображения, внимания (42, с.278).
Несколько своеобразна, что требует дополнительного осмысления, представленность в теме «Чувственное познание» психических процессов: ощущения, восприятие, внимание, эмоции, память. Для этого необходимо дополнительное время, т.к. в учебной литературе, которая доступна и рекомендуется студентам непсихологических специальностей «внимание и память» как правило относят к познавательной сфере личности (в философии - к рациональному познанию !?).
В теме «Рациональное познание» учебный вопрос – средства рационального познания: действие, образы, логика, там же – мышление, творчество, коммуникация и рефлексия в деятельности современного профессионала, на наш взгляд, в своей логике трудны для осмысления студентами - непсихологами.
Тема «Постулаты и принципы построения психологической реальности» с ее содержательным наполнением: предположительные знания в психологии: аксиомы и постулаты; соотношение возрастных новообразований и психического развития человека; соотношение наследственности и социальной среды; взаимоотношение телесного и духовного в человеке; зона ближайшего развития и ведущая деятельность; сензитивные периоды; принципы – основа научных исследований; исторический подход; системный подход; деятельностный подход; - не может в таком содержании быть представлена студентам инженерных специальностей (даже если не учитывать их предрасположенность к логическому мышлению, как профессиональному качеству).
Переструктурирование содержания учебного материала вызвано так же личностно – ориентированной направленностью обучения, которая предполагает включение субъективного опыта студента. Вопросы прикладного характера, которые включены в изучение отдельных тем Примерной учебной программы, создается впечатление, привязаны к теме несколько искусственно. А при изучении психологии студентами инженерных специальностей – это один из основных моментов, мотивирующий их на изучение данного курса.
В теме «Конституциональный уровень психики» авторы предлагают рассмотрение вопросов – личностная и ситуативная тревожность; волевая регуляция поведения человека, что на наш взгляд более целесообразно рассмотреть в другом контексте.
И, наконец, перечень вопросов к зачету по всему курсу не пропорционален объему предлагаемого для изучения материала и при разработке рабочей программы тоже изменен.
Разработка учебной программы
Учебная программа состоит из трех разделов:
Человек и его познание.
Человек: индивид, личность, индивидуальность.
Человек среди людей.
Первый раздел учебной программы вводит студента в контекст психологической науки через логику становления предмета психологии в различных психологических школах: отечественных и зарубежных и раскрывает взгляд их представителей на природу человека. Предпринята попытка целостного психологического взгляда на реальность человеческого бытия во всех его измерениях. Обрисовано проблемное пространство, в котором студент может самостоятельно двигаться, определив свою позицию во взгляде на природу человека в соотнесении ее с какой-либо научной психологической школой.
Определение жанра литературной сказки по словарям и
энциклопедиям
Сказка принадлежит к числу самых популярных жанров искусства слова. Для того чтобы дать определение сказке, как литературному жанру необходимо обратиться к толковым словарям и энциклопедиям. Поскольку слово "сказка" используется в русском языке в разных значениях, представляется ненужным ...
Руководство и лидерство в коллективе
В структуре организации коллектива действует система руководства и подчинения. Социально-психологической основой этой системы является дифференциация положения личности в группе. Каждый член группы в соответствии со своими деловыми и личностными качествами, своим статусом, то есть закрепленными за ...
Виды пейзажа
Неисчерпаемое многообразие природы породило в изобразительном искусстве различные виды пейзажного жанра. Рассмотрим их. 1. В сельском пейзаже художника привлекает поэзия деревенского быта, его естественная связь с окружающей природой. 2. Городской пейзаж отличается рационально организованной руками ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.