В России идет процесс гуманизации и гуманитаризации высшего образования. Во всех вузах страны введены в качестве обязательных для изучения ряд новых дисциплин гуманитарного цикла. В число этих дисциплин с 1994 года входит психология.
Общество предъявляет к системе образования новые требования, связанные с необходимостью подготовки будущих выпускников к жизни в быстро меняющемся мире. Такая подготовка не может заключаться только в формировании у студента некоторой суммы знаний в различных научных областях, а должна включать в себя четко определенную работу, направленную на развитие адаптационных возможностей личности.
Введение элементов человекознания в содержание образования позволяет личности познавать не только законы материального мира, но и формировать систему знаний о себе как о человеке, о законах взаимодействия людей, узнавать свои собственные возможности и расширять их, т.е. приобретать психологические знания.
Рамки других учебных предметов для этого очень ограничены.
Образовательное значение психологии в том, что без соответствующих знаний невозможна адекватная ориентация в действительности, понимание человеком его места в мире. Психология стала популярной и все больше и больше входит в повседневную жизнь людей. В России ежегодно выходят сотни научных и околонаучных психологических книг, издается свыше двадцати психологических журналов и газет. Важно помочь студенту сориентироваться в этом все возрастающем потоке и , возможно, у него появятся какие-то собственные предпочтения, симпатии и антипатии, как предпосылка для самостоятельного углубленного изучения интересующих его авторов и тем, и в целом возрастет интерес к дальнейшему изучению психологии.
С учетом того, что психология стала изучаться не только в педагогических и других гуманитарных вузах, но и на инженерных специальностях вузов технологических, актуальна потребность в разработке программы отдельного курса «Психологии» на основе рекомендованной методическими службами примерной программы дисциплины «Психология и педагогика» федерального компонента цикла общегуманитарных и социально-экономических дисциплин в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования второго поколения (авторы Вербицкий А.А. – доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной и педагогической психологии: Московский государственный открытый университет, Милорадова Н.Г. – кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии: Московский государственный строительный университет, Чернявская А.Г. – кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой гуманитарного образования: Международный институт менеджмента ЛИНК).
Работа в данном направлении осуществляется группой ведущих российских ученых и преподавателей. Издательство «Питер», например, реализует программу выпуска учебников, предназначенных для студентов и преподавателей непсихологических специальностей, для всех, кто изучает или преподает психологию в рамках обязательной программы высшего образования. В 2000 году под общей редакцией В.Н. Дружинина выпущено два учебника «Психология» для технических и для экономических вузов. Авторы считают, что интеллектуальный уровень читателя, по крайней мере, не ниже, чем их собственный, и современный студент способен усвоить базовые психологические знания в их «естественной» форме, а не в виде популярных очерков и рассуждений в пределах «здравого смысла». Одна из главных целей – создать у читателя правильное (адекватное) представление о психологической науке и практике, чтобы он мог, прочитав учебник, отличить научные психологические знания от ненаучных и в случае жизненной необходимости обратиться за помощью к практическому психологу-специалисту, а не к шарлатану. Разумеется, объем материала, который содержится в учебнике, значительно превышает необходимый для успешной сдачи зачета, но, по мнению авторов, «чем выше планка, тем выше результат».
Выбор данной проблематики по особенностям преподавания психологии на инженерных специальностях в качестве темы дипломной работы обоснован прагматической потребностью преподавателя психологии, разобраться,
во-первых, в содержании самого учебного предмета «Психология», которое должно быть иным, чем на психологических специальностях. Каким?
во-вторых, выстроить систематический курс, в котором на первый план выступает система науки, объясняющая уже знакомые студенту явления психологической действительности. Как?
и, в-третьих, ответить на вопрос – из чего должен складываться профессионализм самого преподавателя психологии, чтобы он был восстребован на рынке образовательных услуг?
Цель дипломной работы:
Разработка учебного курса «Психология» для студентов инженерных специальностей.
Задачи:
анализ государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения и примерной программы по психологии федерального компонента цикла общегуманитарных и социально-экономических дисциплин;
анализ наличной ситуации, опыта преподавания;
обследование студентов;
создание учебной программы по психологии.
Цели использования лабораторных работ в обучении математике
математика наука лабораторный работа Без знания математики нельзя прожить в современном мире. Ведь математика основополагающая частица остальных наук. Без математических знаний невозможно развить никакие другие умения: ни в инженерии, ни в космонавтике, ни в медицине, ни в каких других областях зна ...
Критерии оценки развития изобразительного творчества дошкольников
Во всех определениях творчества отмечается, что это деятельность, в результате которой создаётся новый, оригинальный продукт, имеющий общественное значение. Творчество – условный термин для обозначения психического акта, выражающегося в воплощении, воспроизведении или комбинации данных нашего созна ...
Формирование
навыков связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи III уровня
Результаты констатирующего экспериментального исследования показали, что дети с ОНР III уровня способны к пересказу коротких текстов, составлению рассказов по сюжетным картинкам, к рассказыванию из личного опыта, к рассказыванию по данному началу, но все-таки это еще значительно отличается от связн ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.