Психология как учебный предмет в вузе

Страница 1

В последнее десятилетие обозначился беспрецедентный по масштабам и темпам в истории России рост психологического образования, отвечающий потребности в психологической культуре труда, общения, жизнедеятельности людей и организаций. Открываются не только новые психологические факультеты в университетах, выпускающих профессиональных психологов, но и студенты непсихологических специальностей, слушатели курсов повышения квалификации, школьники получают психологическую подготовку через введение в учебные программы обязательного для изучения курса психологии.

Появление в России новой социальной реальности – массового психологического образования – это несомненное свидетельство того, что при все растущем обострении социальных противоречий в нашей стране существует сильная, противостоящая этим деструктивным процессам тенденция гуманизации и демократизации общественной жизни.

Стратегия развития психологического образования как специалистов-психологов, так и иных специалистов в соответствии с требованиями духовной и социальной ситуации нашего времени призвана повысить способность и готовность будущих специалистов к интеллектуальному сотрудничеству и сотворчеству и одновременно обеспечить свободу саморазвития личности.

Растущий интерес к проблемам психологического образования определяется потребностями гуманизации всех сторон общественной жизни, необходимостью повышения психологической компетентности организаторов и участников современного производства. Предметом рефлексии становятся не отдельные аспекты преподавания в вузе, а принципы и пути построения психологической подготовки самых различных специалистов.

И сегодня замысел введения курса психологии в обязательный компонент образования всех будущих специалистов «освящен» целью приобщения студентов к элементам психологической культуры, как составляющей общей культуры, но более того.

Для чего человек учится? Если задать этот вопрос каждому встречному, то можем получить ответ: «Чтобы получить знания». А для чего люди изучают психологию? Краткий ответ и на этот вопрос будет столь же общим: «Чтобы знать психологию людей». Ответ верный, особенно если добавить к слову «знания» прилагательное «научные». Весь вопрос в том, для чего нужны знания, с какой целью их нужно приобретать? Знания нужны не сами по себе, а для использования в жизни, в деле, в практической деятельности, иначе они теряют для человека смысл, становятся мертвым грузом.

Использование научных знаний в практической деятельности выражается в умении научно мыслить при решении повседневно возникающих перед человеком задач и проблем. Именно в этом предназначение психологии как учебного курса. Студент учится (должен учиться) действовать грамотно, «со знанием дела», подходить с научной позиции к предмету деятельности и выполнять ее умнее, чем только на основе житейской сметки, личного опыта или чужих советов. Учится мыслить психологически, чтобы в дальнейшей личной и профессиональной жизни лучше разбираться в психологии окружающих, понимать действия и поступки реальных людей, имеющих неповторимые индивидуальные особенности, требующие специфического подхода к каждому человеку как к личности.

Сегодня умение кого бы то ни было психологически мыслить также естественно, как наличие математического мышления для математика. Педагог, руководитель, инженер, бизнесмен – любой, кто работает с людьми, будет профессионалом в своей области лишь при условии, если он обладает психологическим складом мышления и «имеет подход к людям».

Почему и мы считаем необходимым и возможным введение «непсихологов» в мир психологической науки и проблем психологии?

Во-первых, потому что душевная, духовная жизнь всегда вызывала широкий интерес у любого человека, являясь значимой в развитии личности, общества, государства. Да и вообще, независимо от образования каждый человек, как известно, все равно считает себя специалистом в сфере человеческих душ (так же, впрочем, как в политике и в медицине).

Во-вторых, главное назначение высшего образования – приобщить студента на пути его становления как Человека, специалиста, гражданина к самостоятельным размышлениям, поиску и диалогу в процессе решения фундаментальных и прикладных, жизненно важных проблем не только в науке, технике, культуре, обществе, но и в сфере межличностных отношений, в поиске смысла жизни, встрече с Другим; диалогу с самим собой. Знание основ, «азов» психологии, может пригодиться для того, чтобы преодолевать трудности общения, осознанно выбирать способы воздействия на себя и на других в тех или иных жизненных ситуациях, быть готовым к воспитанию своих детей, созданию семьи, разрешению межличностных и внутриличностных конфликтов.

Страницы: 1 2

Новые статьи:

Трудности понимания речи на слух
Для того чтоб целенаправленность обучения аудированию на преодоление проблем и формирования на данной базе умений и навыков, способствующих удачной работать в естественных условиях, нужно верно представить себе эти трудности могут быть обусловлены 1) характером языкового материала, 2) трудности мог ...

Конкурентоспособность личности
Одной из важных задач образовательной политики на современном этапе становится формирование конкурентоспособности личности, ее соответствия актуальным и перспективным потребностям образования, общества и государства. Забота об образовании – забота о будущем всей России. Российская система образован ...

Чувства и этические представления дошкольника
Чувство – особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека. Чувство, как эмоциональное отношение человека к многообразным явлениям и сторонам действительности, выявляет в характере этого отношения особенности данно ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru