С целью изучения особенностей работы учителей начальных классов по эстетическому воспитанию школьников на уроках трудового обучения нами было проведено анкетирование. В исследовании принимали участие 14 человек. Это 8 учителей Вохтожской средней школы № 1, 4 учителя Вохтожской средней школы №2, учитель школы №40 и учитель школы №23 г. Вологды.
Респондентам была предложена анкета (см. приложение 1), состоящая из 9 вопросов: 3 открытых вопроса и 6 закрытых вопросов. Вопрос 1 предполагает выбор одного варианта ответа, а в вопросах 4, 5, 6, 7 возможен выбор нескольких вариантов ответа. В содержательной части вопросы предполагали выявление мнений учителей по следующим позициям:
· необходимость решения задач эстетического воспитания в процессе обучения (вопрос 1);
· школьные предметы, которые имеют большие возможности в эстетическом воспитании (вопрос 2);
· взаимосвязь трудового обучения с другими школьными дисциплинами в области эстетического воспитания (вопрос 3);
· сущность термина "эстетика труда"; наиболее полный ответ будет при выборе всех предложенных вариантов ответа (вопрос 4);
· элементы процесса труда, способствующего эстетическому воспитанию; процесс труда включает и четкость, правильность действий, и творчество детей (вопрос 5);
· эстетика рабочего места учащегося (вопрос 6);
· требования, которыми руководствуются учителя при выборе объекта труда (вопрос 7);
· методы работы учителя, которые в большей степени способствуют эстетическому воспитанию на уроках трудового обучения (вопрос 8);
· эффективность выполнения задач эстетического воспитания начальной школой на сегодняшний день (вопрос 9).
Проведенное исследование показало, что все респонденты видят необходимость решения задач эстетического воспитания в процессе обучения. По мнению отвечающих, уроки изобразительного искусства обладают наиболее высоким эстетическим потенциалом. Но были предложены и другие школьные дисциплины: музыка – 11 человек, трудовое обучение – 11 человек, окружающий мир – 8 человек, литературное чтение – 6 человек, истоки – 5 человек. 3 человека отметили, что все школьные предметы имеют эстетический потенциал. Только один респондент отметил 1 школьный предмет. В одной анкете указаны 2 школьных предмета, в трех анкетах – 3 предмета, в пяти анкетах – 4 предмета, в одной анкете – 5 предметов.
Учителя отметили связь трудового обучения со следующими предметами: изобразительное искусство – 14 человек, окружающий мир – 7 человек, музыка – 6 человек, литературное чтение – 3 человека. Связь только с одним предметом указана в 4 анкетах, с двумя – в 5 анкетах, с тремя – в 4 анкетах, с четырьмя – в 1 анкете.
6 человек считают, что эстетика труда предполагает творческий процесс, красоту действий, красивые, качественные изделия как результат труда, правильную организацию условий труда учащихся, 3 человека – творческий процесс, красоту действий и красивые, качественные изделия как результат труда, 2 человека – правильную организацию условий труда и творческий процесс, красоту действий. Трое опрошенных выбрали по одному варианту ответа.
По мнению 8 человек, процесс труда, способствующий эстетическому воспитанию, включает творчество детей. 6 человек считают, что он включает четкость, правильность действий и творчество детей, в чем и оказались правы.
Изучение сказки А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и
рыбке"
Начальная школа - самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении. Начальная ступень образования внос ...
Понятие «Проектная методика»
Среди многообразия новых педагогических технологий в системе образования, направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода, наиболее характерна проектная методика обучения , где широко используется «эго-фактор» (я-фактор), предполагающий преломление всего обучения через личность учащег ...
Необходимость повышения конкурентоспособности России на мировом рынке
В современных условиях конкурентоспособность страны является показателем состояния и перспектив развития хозяйственной системы, определяет характер ее участия в международном разделении труда, выступает гарантом экономической безопасности. С экономической точки зрения - это способность страны в усл ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.