Исследование было направлено на выявление возможностей детей в использовании различных грамматических форм и конструкций.
Изучение грамматических навыков детей в разделах:
синтаксиса (законы построения предложения и словосочетания);
словообразования (законы построения слов с помощью морфем);
словоизменение (изменение формы слова с помощью аффиксов).
Наше обследование мы начинаем с обследования уровня сформированности синтаксических навыков ребенка
.
Предварительные представления о состоянии грамматического строя речи ребенка были получены нами в ходе обследования связной речи. Поэтому можно наметить тот уровень лингвистической сложности материала, с которого начинается обследование.
Если у ребенка сформирована фразовая речь, то можно начать исследование со сложных предложений, доступных для детей по структуре, постепенно переходя к более простым, пока мы не определим тот уровень, которым ребенок владеет уверенно.
Первое задание.
Цель
: задание используется для определения способности ребенка составлять адекватное законченное высказывание на уровне фразы по изображенному на картинке действию.
Процедура обследования
: Ребенку предлагалось несколько картинок (3-4) примерно следующего содержания:
1). «Кошка ловит мышку»;
2). «Большая собака сидит в конуре»;
3). «Пушистая кошка сидит на подоконнике у окна»;
4). «Рыжая лиса идет по следу зайца».
Инструкция к заданию:
«Посмотри на картинку и скажи, что здесь нарисовано»?
В результате выясняется, способен ли ребенок самостоятельно установить смысловые предикативные отношения и передать их в виде соответствующей по структуре фразы. При отсутствии фразового ответа задается второй вспомогательный вопрос, непосредственно указывающий на изображенное действие («Что делает кошка?»).
При анализе результатов отмечаются особенности составленных фраз (смысловое соответствие, грамматическая правильность, наличие пауз, характер наблюдаемого аграмматизма и др.).
Для оценки выполнения задания используется оценочный балл, который свидетельствует об уровне выполнения задания:
Хороший – 4
Удовлетворительный – 3
Недостаточный – 2
Низкий – 0.
Второе задание.
Цель
: задание направлено на выявление умений построения предложений со словосочетаниями «прилагательное + существительное в именительном падеже» у детей старшего дошкольного возраста.
Это исследование включало в себя ряд заданий, составленных таким образом, что опыт, полученный при выполнении задания, используется детьми для выполнения последующих заданий. Это задание предполагает также выполнение упражнений с различной степенью самостоятельности.
Процедура обследования:
Ребенку предлагается несколько картинок примерно следующего содержания:
1). «Красное яблоко»;
2). «Желтый лимон»;
3). «Синее ведро стоит на столе»;
4). «Девочка с синим бантом»;
5). «Пушистая шапка».
Инструкция к заданию
: «Внимательно посмотри на картинки и ответь на вопрос»:
– «Яблоко какое»?
– «Лимон какой»?
– «Какое ведро стоит на столе»?
– «Какой бант у девочки»?
– «Шапка какая»?
Вторая часть задания
направлена на подбор детьми слов-признаков.
Процедура обследования
: Ребенку предлагаются серии картинок примерно следующего содержания:
– Олени– Волки
– Медведи– Зайцы
– Лисы
Инструкция к заданию
: «Посмотри на картинку. Подбери как можно больше слов, отвечающих на вопрос: «Какие»?
Пример: «Заяц какой»? (трусливый, маленький, серенький)
При анализе второго задания учитывается способность детей давать полный развернутый ответ в виде простого распространенного предложения, осложненного определениями.
Лабораторные работы с использованием ИКТ
Существует множество средств обучения математике в современном мире. Одним из популярных и эффективных является использование информационных технологий на уроках математики. Наглядность в обучении играют важную роль, а использование компьютера прекрасно демонстрирует ученикам и свойства графиков фу ...
Анализ эффективности реализуемых мероприятий
На контрольном этапе нашего экспериментального исследования мы провели повторную диагностику определения уровня восприятия у детей. Результаты данной диагностики приведены в приложениях 5, 6. В процессе организации психолого-коррекционных занятий мы использовали деятельностный принцип, поэтому в ка ...
Трудности, возникающие при разработке и применении тестов и пути их
преодоления
Трудности, связанные с выделением объектов тестирования, объясняются тем, что приходится условно разграничивать коммуникативные умения (т.е. виды речевой деятельности), хотя в реальном общении они чаще всего взаимодействуют. Сложностью организационного характера часто представляется умение создать ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.