Информация о педагогике » Формирование знаний об аквариумных рыбках у детей старшего дошкольного возраста посредством наблюдения » Психолого – педагогический механизм формирования знаний о животных у детей старшего дошкольного возраста

Психолого – педагогический механизм формирования знаний о животных у детей старшего дошкольного возраста

Страница 1

В развитии личности ребенка дошкольного возраста важное место занимают знания. При отборе содержания знаний следует учитывать, что знание лежит в основе развития мышления, но и в основе отношений к действительности, к окружающему миру.

Одним из направлений таких знаний, при освоении, которых в единстве формируются умственная деятельность и отношение к миру, являются знания о природе.

Знание – это совокупность сведений в какой - либо области, результаты познания, научные сведения. (Ожигов) Знания лежат в основе мировоззрения.

Содержание знаний, усваиваемых детьми должны быть воспитывающими.

Проблемы формирования знаний рассматривается в трудах таких педагогах как Александра Владимировича Запорожца, Даниила Борисовича Эльконина, Николая Николаевича Поддъякова, Леонида Абрамовича Венгера, Юрия Константиновича Бабанского, Александры Платоновны Усовой. В педагогической литературе раскрываются различные подходы к формированию знаний в дошкольном детстве. Так, например, в работах Н.Н. Поддъякова, А.В. Запорожца показано формирование системных знаний Л.А. Венгер рассматривал знания как средство развития познавательных способностей.

В работах А.П. Усовой показана роль знаний как основной формой обучения дошкольников и пути формирования их. А. П. Усова одна из первых выдвинула положения о необходимости системы знаний и умений для дошкольников, причем такой системы, в которой существенную роль играют общие знания; исследования (С.Л. Логиновой, Э.И. Залкинда, И.А. Хойдуровой) указывают на значение ознакомления с природой для формирования материалистического миропонимания, не значение знаний о природе для формирования бережного отношения к ней.

В целом, все ученные сходиться в одном: знания- это необходимый компонент в формировании полноценной личности ребенка. Как показал ряд педагогических и психологических исследований, дошкольное детство нельзя рассматривать как период накопления лишь отдельных конкретных представлений о вещах. На протяжении дошкольного детства наблюдаются существенные сдвиги в умственном развитии, формируются общие представления и понятия, складываются важные мыслительные операции- умение анализировать, сравнивать, обобщать.

Знания рассматриваются как аспект умственного воспитания. Знания ребенок приобретает в процессе учебной деятельности.

Учебная деятельность – процесс приобретения новых знаний, умений и навыков или изменения старых (Р.С. Немов).

1. Умственное воспитание – это планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью сообщения знаний, необходимых для разностороннего развития, для адаптации к окружающей жизни, формирование на этой основе в познавательных процессах, умения принять усвоенные знания в деятельности. (С,А. Козлова)

2. Умственное воспитание – это специально организуемый педагогический процесс, направленный на формирование у дошкольников системы элементарных знаний и умений, способов умственной деятельности, а так же на развитие способностей детей.

Глубокому изучению проблемы формирования знаний посвятил свои работы Л.С, Выготский. Благодаря его исследованиям стало возможным комплексное изучение интеллекта на всех его уровнях, что позволяет разносторонне воздействовать на умственное развитие.

Умственное развитие – это количественные и качественные изменения, происходящие в мыслительной деятельности ребенка в связи с возрастом, обогащением опыта и под влиянием воспитательных воздействий. Вклад в развитие умственного воспитания внесли такие ученные, как Н.Н. Поддъяков, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец и многие другие. Результаты этих исследований показывают, что возможностей умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем это предполагалось ранее.

Детский сад – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. В дошкольном возрасте закладывается фундамент представлений и понятий детей, который обеспечивает успешное умственное развитие ребенка. В ряде психологических исследований установлено, что темп умственного развития детей дошкольного возраста очень высок по сравнению с более поздними возрастными периодами. (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, В.С. Мухина)

Важная и наиболее сложная проблема умственного развития дошкольников – формирование у них активности и самостоятельности мыслительной деятельности. В процессе умственного развития ребенка тесно взаимодействуют три основные формы мышления: наглядно – действенная, наглядно – образная и логическая. Тесная взаимосвязь этих типов мышления – позволяет говорить об общих закономерностях развития мыслительной деятельности у дошкольников. Вместе с тем каждая форма характеризуется своими особыми средствами и способами осуществления и выполняет специфические функции в общем процессе умственного развития детей.

Умственное развитие ребенка происходит как в процессе систематического обучения на занятиях в детском саду, так и в процессе повседневной жизни ребенка.

Страницы: 1 2 3

Новые статьи:

Художественное своеобразие сказки А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"
Народное поэтическое творчество для Пушкина - это прежде всего форма национального самосознания. Фольклор как система складывается из жанров, и каждый жанр выполняет свою особую функцию в процессе народного самосознания. Сказка в ряду других жанров - особенное явление. В ней соединились те художест ...

Материалы, используемые в учебном процессе
Древесные материалы. Хотя древесина является сравнительно распространенным и доступным материалом, ее доставка, подготовка к окончательной обработке и хранение требуют довольно много забот. В растущем дереве основная масса древесины образуется в стволе. Ствол срубленного дерева несложно распилить н ...

Примеры лабораторных работ по математике 7 – 9 классов различных типов и методические рекомендации к ним
В предыдущих параграфах мы описали требования к организации и проведению лабораторных работ, рассмотрели работы, которые предлагают авторы пособий для учителей, в этом параграфе мы приведем примеры лабораторных работ различных типов и методические рекомендации к ним. Лабораторная работа на тему «Пе ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru