Информация о педагогике » Влияние логопедической работы на процесс развития грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР » Методика исследования состояния грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР

Методика исследования состояния грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР

Страница 2

Определяется умение детей в согласовании имен прилагательных с существительными.

Для оценки выполнения задания используется оценочный балл, который свидетельствует об уровне выполнения задания:

Хороший – 4

Удовлетворительный – 3

Недостаточный – 2

Низкий – 0.

Третье задание

.

Тесты, которые используются в этом задании, направлены на исследование не только синтаксиса, но и системы словоизменения, которой владеет ребенок.

Обследование проводится с дошкольниками в виде игры. Лингвистический материал отбирается в соответствии с возрастом и речевыми возможностями ребенка с учетом онтогенестических закономерностей формирования системы словоизменения.

Процедура обследования

: Ребенку предлагается набор картинок следующего содержания (с изображением животных):

– Лось– Лиса

– Крот– Медведь

– Белка– Рысь

– Еж– Заяц

Инструкция к заданию:

«Посмотри внимательно на картинку и ответь на вопросы»:

– «Вижу кого?» (Винительный падеж)

Пример: «Вижу крота»; «Вижу лису».

Ребенок дальше сам перечисляет названия всех животных «Вижу …»

Инструкция к заданию

: «Посмотри на картинки и ответь на вопрос»:

– «Нет кого?» (Родительный падеж)

Пример: «Нет крота»; «Нет лисы».

Ребенок дальше сам перечисляет названия всех животных, используя слово «нет».

Для детей более старшего возраста предлагается более разнообразный материал, включающий использование имен существительных множественного числа в косвенных падежах.

При выполнении детьми третьего задания учитывается правильное использование имени существительного в косвенных падежах, правильное построение фразы (наличие или отсутствие в речи аграмматизмов, грамматическая правильность, наличие пауз).

Для оценки выполнения задания используется оценочный балл, который свидетельствует об уровне выполнения задания:

Хороший – 4

Удовлетворительный – 3

Недостаточный – 2

Низкий – 0.

Четвертое задание

.

Это задание используется для исследования понимания детьми беспредложного управления. В этом задании полезно использовать тесты по изучению трудностей понимания логико-грамматических структур, разработанные А.Р. Лурия, но с обязательной адаптацией речевого материала к возможностям дошкольников. Так, задание на выявление понимания значения орудийности можно предъявить дошкольникам в неизменном виде.

Процедура обследования

: Готовим для показа ребенку предметы (ключ и карандаш)

Инструкция к заданию

: «Покажи карандаш ключом»; «Покажи ключ карандашом».

Также доступно для понимания ребенка дошкольного возраста такое задание

:

Инструкция к заданию

: «Покажи где хозяин велосипеда?»; «А где велосипед хозяина?».

При анализе задания учитываем понимание ребенком обращенной к нему фразы, правильность выполнения данного задания, на сколько быстро ребенок сможет справиться с этим заданием.

Для оценки выполнения задания используется оценочный балл, который свидетельствует об уровне выполнения задания:

Хороший – 4

Удовлетворительный – 3

Недостаточный – 2

Низкий – 0.

Пятое задание

В этом задании исследуется состояние предложного управления у детей, оно исследуется в процессе игры или манипуляции с предметами. При обследовании детей старшего возраста изучают состояние трех групп предлогов. В качестве основы для обследования используются картинки. А вот детей, поступающих в школу, уже проверяют по всему массиву пространственных предлогов.

Очень важно отметить, что в ряде случаев один и тот же предлог, в зависимости от его значения, может быть использован с различными падежными окончаниями.

Например, предлог «в» в значении местоположения объекта сочетается с предложным падежом имени существительного (в столе в коробке), а в значении направления движения - с винительным (в стол, в коробку).

Страницы: 1 2 3 4

Новые статьи:

Методические рекомендации по проведению самостоятельной работы
Для правильного проведения самостоятельной работы следует пользоваться методическими рекомендациями. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Это достигается четкой формулировкой цели работы. Недооценка этого требования приводит к тому, что учащиеся, не поняв цели работы, дел ...

Риторика как наука и учебная дисциплина
Существует множество определений предмета и задач риторики, известны различные подходы к формулированию ее принципов и законов, а также к взаимоотношениям этой науки с другими учебными дисциплинами. Многообразие определений и теоретических концепций вполне закономерно для науки, которая существует ...

Понятие, виды и сущность внимания
Внимание — это умение концентрировать, сосредотачивать свои мысли на каком-либо одном объекте. Оно дает нам возможность ясно мыслить, принимать правильные решения, контролировать и осознавать то, что с нами происходит. Напряженное, собранное внимание всегда требует от нас некоторых усилий. Если мы ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru