Традиции в жизни школы

Страница 2

Сформировавшиеся в учебном заведении традиции – это не просто набор мероприятий, а система. Взаимоотношения, складывающиеся в коллективе под влиянием традиций, характеризуются стабильностью, уважительностью, терпимостью, творчеством, а именно такие отношения и способствуют успешному развитию класса.

Система традиций в силу своей природы может самоуправляться, ибо сохраняет прошлый опыт, учится и воспитывается на нем, а сохранившееся прошлое выполняет роль управляющего фактора, как в отношении самой традиции, так и участников этого процесса.

Процесс воспитания занимает очень важное место в педагогическом процессе. И следует отметить, что роль традиций в воспитании очень высока.

Авторы различных книг и статей по педагогике приводят огромное количество примеров традиций, так Н.Меренкова перечисляет традиции их техникума. Традиции учебной и профессиональной направленности:

торжественная линейка и классные часы в группах 1 сентября;

олимпиада по предметам;

тематические линейки;

поздравление ветеранов микрорайона;

участие в городских и областных мероприятиях и др.

В школе также существуют традиции, связанные с учебной работой школьников, с их общественной жизнью, с их отношениями друг к другу и т.п. Эти традиции создают тот подчас неуловимый «дух школы», который формирует и моральный облик учеников. На это указывал в свое время еще Л.Н. Толстой: «есть, — говорил он, — в школе что-то неопределенное, почти не поддающееся руководству учителя, что-то совершенно неизвестное в науке — педагогике и вместе с тем составляющее сущность успешности учения — это дух школы… Этот дух школы есть что-то быстро сообщающееся от одного ученика к другому… что-то весьма осязательное, необходимое и драгоценнейшее и поэтому долженствующее быть целью каждого учителя».

Известный педагог А.С. Макаренко, рассуждая на тему традиций, приводит примеры из жизни. Например, в коммуне им. Горького и им. Дзержинского одной из многочисленных традиций, которые создавались и закреплялись под влиянием А.С. Макаренко, была: «дежурного командира не проверять». Смысл ее заключался в том, что если дежурный командир говорит не на ушко, а рапортует перед всеми воспитанниками и воспитателями коммуны, то он за свои слова отвечает и ему надо верить.

Макаренко говорил, что эта традиция имела огромное воспитательное значение — она повышала ответственность дежурного, она заставляла уважать рапорт, поддерживала честь и звание командира, она воспитывала доверие. Каждая традиция имеет определенный моральный смысл и тем самым воспитывает моральное чувство и моральное сознание.

Исходя из своего опыта, Макаренко говорит: «Надо признать, что в создании традиции нужно использовать какой-то маленький инстинктивный консерватизм, но консерватизм хорошего типа, то есть доверия ко вчерашнему дню, к нашим товарищам, создавшим какую-то ценность и не желающим эту ценность разрушать сегодняшним моим капризом».

Козыренко Т. Н. в своей статье «Роль традиций в формировании личности гимназиста» показывает, какие мероприятия проводятся в их гимназии. Например:

конкурс чтецов;

конкурс живописных работ по античной тематике;

3) фольклорные праздники и т.п.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новые статьи:

Анализ опытно-экспериментальной работы по развитию речи детей с использованием литературного творчества
Большой раздел устного творчества русского народа составляет народный календарь. В своей работе мы старались его придерживаться и даже организовали календарно-обрядовый праздник «Осенины», (Приложение 6). Кроме того, провели серию занятий познавательного цикла, где решались речевые задачи, с целью ...

Учебный процесс в средневековом университете
В средние века не было отделения высшего образования от среднего, поэтому в университетах и существовали младший и старшие факультеты Вслед за изучением латыни в начальной школе школяр (scolarius) в 15-16, а иногда даже в 12-13 лет зачислялся в университет на подготовительный факультет. Там он штуд ...

Цели современного исторического образования
Изучение историко-обществоведческих знаний в школе - база для всего гуманитарного образования и основа для формирования собствен­ной жизненной позиции человека. Объектом изучения истории является прошлое людей и человечества в их естественном и социальном развитии (человек, природа, общество). Пред ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru